Глава департамента валютных исследований Standard Chartered Стивен Ингландер изучил ряд документов, касающихся международной торговли и вступивших в силу, начиная с 1988 года. Ниже он излагает вероятные последствия, которые повлечет за собой вчерашнее историческое событие (последний раз США официально использовали термин «валютный манипулятор» 25 лет назад).
Глава Минфина США инициирует переговоры (двусторонние или в рамках Международного валютного фонда) с целью заставить страну-нарушителя регулярно и быстро принимать меры по корректировке валютных курсов для устранения нечестного преимущества. Если страна-нарушитель обязуется должным образом скорректировать валютные курсы, но в течение года этого не делает, то президент США может:
- а) запретить Корпорации частных зарубежных инвестиций* одобрять любое новое финансирование страны-нарушителя,
- б) запретить федеральному правительству закупать у страны-нарушителя любые товары и услуги,
- в) проинструктировать исполнительного директора МВФ от США о необходимости тщательно изучить макроэкономическую и валютную политику страны-нарушителя, и
- г) проинструктировать Торгового представителя США о необходимости тщательного изучения вопроса о целесообразности заключения любых торговых соглашений со страной-нарушителем.
Неприятно, когда тебя называют манипулятором, однако последствия этого сложно назвать суровыми, отмечает Стивен Ингландер. По мнению эксперта, если после года переговоров и введения указанных выше умеренных санкций США так и не удастся склонить Китай к заключению торговой сделки, то это может плохо сказаться на политической карьере членов администрации Белого дома.
Сам по себе этот символический жест, т. е. приклеивание на Китай ярлыка валютного манипулятора, вероятно, будет воспринят рынком в качестве желания США повысить ставки в торговой войне и, скорее всего, приведет к какому-то ответу со стороны Поднебесной. Беззубость указанных выше мер будет меньше влиять на рынок, чем повышение пошлин, но в краткосрочной перспективе может спровоцировать рыночную турбулентность и давление на ФРС в плане необходимости дальнейшего снижения ставок.
Смягчение денежно-кредитной политики ФРС, вероятно, станет наиболее эффективным долгосрочным инструментом ослабления доллара, полагает эксперт. Поэтому текущие действия администрации США могут быть как минимум частично обусловлены желанием расшевелить ФРС.
*агентство при Правительстве США, цель которого — содействовать американскому бизнесу в осуществлении вложений в новые и развивающиеся рынки путём предоставления кредитов и гарантий.