России удалось избежать экономического коллапса благодаря компетентному экономическому управлению. Согласно новым оценкам МВФ, недавние меры правительства, не вызвавшие восторга внутри страны, помогут улучшить показатели роста. Но за этими хорошими новостями стоит одна проблема: для более ощутимых улучшений потребуется нарушение хрупкого политического баланса.
В период с 2014 по 2018 годы российская экономика росла средними темпами в районе 0.5%. Согласно гипотетическим оценкам МВФ, темпы могли быть выше на 1.1%, если бы не три фактора: западные санкции из-за аннексии Крыма, падение цен на нефть, а также фискальные и макроэкономические реакции на эти потрясения. На санкции приходится разница в темпах роста в размере 0.2%, а на нефтяной рынок — около 0.6%. Из-за этой неудачной комбинации Россия отстала от своих коллег по развивающемуся сегменту, однако эффект от шоков оказался относительно сдержанным.
По большей части, это произошло благодаря эффективному и умелому экономическому управлению, которое сохранило бюджет жестким, сдержало рост инфляции, обеспечило рост международных резервов и поставило национальный долг на траекторию снижения. Сейчас перед экономическими властями стоит еще более сложная задача — ускорение роста. И манера, в которой они отреагировали, выглядит логичной в глазах МВФ. Однако российская оппозиция яростно протестует против действий правительства и критикует их.
Базовая стратегия основана на 13-ти так называемых национальных проектах, предполагающих увеличение расходов на инфраструктуру, здравоохранение и образование примерно на 1.1% от ВВП ежегодно в период с 2019 по 2024 годы. В начале этого года правительство повысило НДС и анонсировало чрезвычайно непопулярную пенсионную реформу, в рамках которой пенсионный возраст постепенно повышается на пять лет — до 65 лет у мужчин и до 60 лет у женщин. Властям не удалось вселить в россиян веру в национальные проекты, а после повышения НДС и объявления пенсионной реформы рейтинг одобрения Путина резко упал в знак неодобрения гражданами работы кабинета министров.
Неуместные советы от МВФ
Подтверждая репутацию ярого противника увеличения социальных расходов, МВФ поприветствовал пенсионную реформу. При этом фонд отметил, что повышение НДС оказывает более сдержанное влияние на инфляцию, чем ожидалось, и России следует увеличить расходы на инфраструктуру, чтобы сократить запаздывание от своих коллег, особенно что касается качества дорог и транспорта. По подсчетам фонда, комбинация этих мер обусловит ускорение роста к 2024 году до 1.6%-2.0% против прогноза на этот год в районе 1.2%. Другими словами, новые шаги могли бы компенсировать большую часть последствий шоков 2014 года.
Впрочем, в этих оценках нет ничего амбициозного, и 2%-ные темпы роста не помогут России догнать конкурентов. Но проблема в том, что почти ничто из того, что предлагает МВФ для достижения более быстрых темпов роста не является политически целесообразным: попытки реализации идей либо приведут к еще более выраженному недовольству общественности, либо подорвут основы нынешнего режима.
К примеру, фонд отмечает, что российские работодатели вынуждены платить 30% из зарплат своих рабочих в качестве вклада в различные социальные фонды. МВФ рекомендует правительству снизить эту нагрузку в целях стимулирования бизнеса, и компенсировать это за счет увеличения поступлений от НДС. Но россияне, которые зачастую не знают о том, что за них платит работодатель, тут же заострят внимание на повышении НДС, которое напрямую отражается на ценах. По той же причине власти страны проигнорируют рекомендацию по дальнейшему сокращению расходов до 2% от ВВП за счет социальных программ. При таком сценарии Путин столкнется с всплеском гнева и недовольства более бедных слоев населения.
Слишком много государственного сектора в экономике
Также фонд предлагает реформу в сфере государственных закупок и ослабление роли государства в экономике. Ранее в этом году три экономиста МВФ заявили, что на государство приходится около трети российской экономики, 40% от добавленной стоимости и 50% официальной занятости (есть даже более высокие оценки). Государственные заказы составляют 28.5% от ВВП, и это самый большой источник коррупции в стране.
Но реформы, направленные на сокращение участия государства в экономике, подорвут основы путинского режима. Работодатели в различных подразделениях государственных компаний представляют собой главную базу поддержки президента.
Учитывая политические ограничения в контексте режима, сложно представить себе, как Россия сможет исправить проблемы в экономике, включая падение частных инвестиций, непрерывный отток капитала и пугающую структуру долга домохозяйств. Один из способов — увеличить расходы на международные резервы, но Путин не пойдет на это, по крайней мере, пока, из-за непредсказуемой международной обстановки.
В экономической стратегии не бывает без ошибок. Но что действительно нужно России, так это смелость для оказания давления либо на рядовых граждан, чье терпение уже на исходе, либо на ключевые группы влияния. На данный момент Путин скорее предпочтет бездействовать, нежели рисковать.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
Россия легко переживет новые санкции благодаря большим резервам