На фото: глава Лейбористской партии Джереми Корбин
Политический ландшафт Великобритании серьёзно изменился после проведения референдума о выходе страны из ЕС в 2016 году: если раньше мысль о том, что лейбористы смогут прийти к власти, казалось смешной, то теперь правительство во главе с Джереми Корбином выглядит вполне реальным сценарием.
Корбин в отличие от Бориса Джонсона не поддерживает идею Брекзита любой ценой, однако его кандидатура страшит инвесторов куда больше, чем действующий премьер-министр. Всё дело в экономической повестке лейбористов, которые лелеют планы реформ, призванных обеспечить масштабнейшее перераспределение ресурсов, активов, прав собственности и власти. Эксперты отмечают, что в свете эпопеи с Брекзитом, инициированным консерваторами, планы лейбористов в глазах населения выглядят не столь рискованными и радикальными, тем более что именно простые рабочие должны выиграть от изменений.
Однако инвесторов не обмануть. Если изначально лейбористы говорили о необходимости национализации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то теперь речь идет о железных дорогах и почте, а еще о том, чтобы заставить каждую крупную компанию передать 10% своих акций своим работникам — по 1% в течение 10 лет. По оценке Clifford Chance и Financial Times реализация таких планов будет означать конфискацию акций 7000 крупнейших компаний на общую сумму в 300 млрд фунтов.
В дополнение ко всему планы предполагают существенное повышение налогов для богатых граждан и введение «права на покупку» для частных арендаторов — плохая новость для 2.6 млн британских лэндлордов. Именно они в свое время активно пользовались «правом на покупку» муниципальных объектов недвижимости, которое дало правительство Тэтчер, и теперь владеют около 40% такого жилья.
Но и на этом список революционных идей лейбористов не кончается: лидеры партии раздумывают о введении ограничений на заработную плату для руководителей компаний, отмену бонусов работников лондонского Сити и резком повышении минимального заработной платы. Обсуждаются также инициативы по принудительному дроблению аудиторских компаний Большой Четверки, ограничению прав голоса краткосрочных акционеров и делистинг компаний на LSE, которые не удовлетворяют требованиям о защите окружающей среды. Популярна также идея о введении четырехдневной рабочей недели.
Участников финансового рынка особенно тревожат планы национализации: из 25 компаний в списке лейбористов многие имеют крупных иностранных инвесторов. Ряд из них защищены двусторонними инвестиционными соглашениями Великобритании с другими странами и территориями, а другие, очевидно, скорректируют структуру собственности, чтобы попасть под их действия. Однако юристы обращают внимание на то, что эти соглашения призваны обеспечить лишь уплату справедливой стоимости за активы, но не предполагают препятствий для национализации.