Казанский вокзал, Москва / © AFP
Вы можете многое узнать о российской экономике, которая находится в тяжелом положении, и о том, как Кремль вынашивает планы инвестиций на 25.7 трлн. рублей (390 млрд. долл. США), начав с прогулки по Казанскому вокзалу в Москве. Под изящными люстрами и величественными советскими фресками, изображающими торжество труда, небольшое электронное табло объявлений рассказывает историю о недостаточных инвестициях, устаревшей инфраструктуре и годах невыполненных обещаний.
Ежедневно из столицы в областной город Казань курсирует не более восьми поездов, на прохождение которых по маршруту протяженностью 750 км требуется около 12 часов. Чтобы это исправить, президент Владимир Путин пообещал построить высокоскоростную железнодорожную магистраль стоимостью 1.7 трлн. рублей (25 млрд. долл. США), сократив время поездки до трех с половиной часов. Кремль заявляет, что эта выдающаяся инициатива в грандиозном плане российского лидера под названием «Национальные проекты» оживит умирающую экономику страны.
Но те, кто держал чемоданы на перроне, слышали все это и раньше: Владимир Путин впервые дал такое обещание шесть лет назад, а усталые путешественники все еще ждут начала работ.
Многие опасаются, что подобная история амбициозных, но невыполненных проектов, подорвет обещанную Кремлем пятилетнюю программу инфраструктурных расходов, которая была преподнесена как лекарство от экономических бедствий России: от вялого роста и низкой производительности, до падения реальных доходов и сильной зависимости от экспорта нефти, газа и других природных ресурсов.
Но проекты, затрагивающие все, от демографии и инфраструктуры до чистой воды и предоставления музыкальных инструментов школам, зашли в тупик, рассказали FT люди, участвующие в их реализации, из-за проблем с финансированием и путаницы в отношении того, каким образом частные компании должны вносить свой вклад.
Министры, ответственные за реализацию проектов "совершенно наивны в отношении [к ним] и рассматривают все это с какой-то простотой”, - сказал один из участников обсуждения финансирования. «Они не имеют ни малейшего представления о количестве участников и о том, чего они ожидают от всего этого. Они как дети: спрашивают [друг друга]: «Хорошо, значит, есть все эти деньги. Как мы можем их потратить?»
Путин официально назначил премьер-министра Дмитрия Медведева ответственным за реализацию своей инициативы. Ранее в этом месяце г-н Медведев признал «задержки на федеральном уровне» и упрекнул регионы, «где темпы работы отстают».
Ставки высоки. С 2014 года, когда международные санкции были впервые применены к Москве после присоединения Крыма, экономика России выросла всего на 2 процента. Российские рабочие видели, как их располагаемые доходы падали в течение пяти из последних шести лет, в то время как им сказали работать еще пять лет, чтобы получить свои пенсии, повысив при этом НДС.
Весь этот мрак привел к тому, что доверие к Путину упало до исторического минимума и спровоцировало лето протестов в Москве.
Путин назвал эти проекты «решающим прорывом» для экономики, и чиновники также считают их решением проблемы снижения производительности труда в России, притока иностранных инвестиций и показателей качества жизни.
«Те национальные проекты правительства России, которые могут улучшить человеческий капитал и повысить производительность, будут способствовать росту», - сказал FT Апурва Санги, ведущий экономист по России во Всемирном банке. «Но их успех сводится к трем вещам: во-первых, насколько хорошо они реализуются, особенно на региональном уровне; во-вторых, какой «добавочный» эффект они несут - или будут просто старым вином в новых бутылках? Наконец, могут ли они использовать частные деньги?»
Сфера реализации необычайно широка. Эти проекты охватывают более десятка общих областей, предполагают достижение множества целей, начиная от конкретных, таких как почти удвоение неэнергетического и несырьевого экспорта до 240 млрд. долл.США к концу 2024 года, и заканчивая гораздо более сложными задачами, таких как «сохранение лесов».
Деньги имеются. Годы жестких бюджетов и решение сбалансировать государственные расходы привели к тому, что резервы России выросли на 45 процентов с 2015 года до 518 миллиардов долларов в середине этого года.
Но реализация уже отстает от графика. В первой половине этого года, по данным Счетной палаты России, контрольного органа за государственными расходами, было потрачено только 32 процента обещанных средств для реализации национальных проектов.
По этим данным, в первой половине года было использовано только 12 процентов средств, выделенных на реализацию проекта по строительству более безопасных дорог, и только 24 процента средств, обещанных на модернизацию и расширение базовой инфраструктуры.
«Они начали реализацию слишком рано, не успев что-то должным образом подготовить и спроектировать», - сказал FT один из топ-менеджеров, работающих над одним из проектов.
Сложность этого процесса предполагает, что примерно 30 процентов расходов на шестилетний план будет приходиться на частные компании, но руководители компаний рассказали FT, что между министерствами и советами директоров было мало контактов или координации.
В августе прошлого года впервые был поднят вопрос о введении нового налога на сырьевые компании, которые, по словам экономического советника Владимира Путина, получили “избыточный доход” от высоких цен на сырьевые товары. Эта идея была отклонена после негативной реакции со стороны руководителей компаний, которые затем согласились внести свой вклад в национальные проекты в качестве компромисса.
Аналитики также предупреждают, что даже если проекты принесут результаты, обещанные Кремлем, их будет недостаточно, чтобы стимулировать устойчивый долгосрочный рост без дальнейших реформ, направленных на снижение роли государства в экономике и привлечение инвестиций.
Кристофер Гранвиль, управляющий директор TS Lombard, сказал, что инициатива «все еще будет лишь необходимым, но не достаточным условием более высокого потенциала устойчивого роста».
Генри Фой, Financial Times
Перевод: Дмитрий Полин
По теме: