Российский интернет-гигант Яндекс сообщил, что его беспилотники преодолели 1 млн миль в полностью автономном режиме с начала тестирования технологии в декабре 2017 года. Таким образом, компания присоединилась к элитной группе в новой индустрии роботакси.
Эта цифра очень важна для Яндекса, который поставил перед собой задачу составить конкуренцию беспилотникам Waymo компании Alphabet Inc. в борьбе за долю рынка, размер которого, по оценкам UBS Group, к 2030 году может превысить $2 трлн. Преодоление порога в 1 млн миль показывает, что компания уверенно идет к верификации своей технологии, которая подтвердит ее безопасность и надежность. Это ключевой этап получения разрешения от регуляторов.
Большая часть маршрута, который прошли беспилотники Яндекса, пролегала по общественным дорогам Москвы, в том числе в дождливую и снежную погоду, а также в Тень-Авиве, который «славится хаотичной манерой парковки сильной жарой», отметили в компании накануне.
У российского гиганта уже есть сервис в автомобильной индустрии — Яндекс.Такси, который в первой половине года принес прибыль в размере 16.4 млрд рублей и вышел на рентабельные показатели во втором квартале. Среди других крупных игроков рынка беспилотников фигурируют Waymo, GM Cruise, Baidu Inc. и Uber Technologies Inc.
В течение двух лет Яднекс планирует расширить свой автопарк беспилотных автомобилей от 50 до 1 тысячи единиц. Как отметил Дмитрий Полищук, руководитель направления беспилотных автомобилей Яндекса, достигнув таких цифр, беспилотники компании смогут преодолевать около 1 млн миль в неделю. Полищук, который возглавил подразделение Яндекса три года назад, учился в Институте криптографии, связи и информатики Академии ФСБ.
Яндекс работает с регуляторами над получением одобрения запуска пилотного проекта в двух городах — Иннополис и Сколково для тестирования своих беспилотников. Сейчас, когда люди заказывают беспилотное такси через приложение Яндекс. Такси, на переднем пассажирском сиденье сидит инженер, который всегда может нажать специальную красную кнопку, если что-то пойдет не так.
Барьеры и возможности
Однако компании могут не успеть выпустить свои беспилотники на дороги в запланированные сроки. С программным обеспечением могут возникнуть трудности, которых мало кто ожидает, а разработчики и правительства проявляют осторожность после инцидента в Аризоне в марте 2018 года, когда из-за наезда самоуправляемого автомобиля Uber погиб пешеход.
Экономика рынка роботакси, который функционирует 24 часа в сутки, может составить конкуренцию затратам на традиционные услуги такси, считает Аркадий Волож, генеральный директор и один из основателей Яндекса, который ожидает, что расходы на беспилотное оборудование продолжат сокращаться.
Поскольку клиенты вряд ли готовы платить намного больше за услуги беспилотников, самой логичной моделью для компаний отрасли было бы осуществление операционной деятельности своего автопарка для перевозки пассажиров.
«Будучи частью Яндекс.Такси, мы можем это сделать», — отметил Полищук.
В марте этого года Яндекс сделал еще один шаг на пути к выходу на рынок финтеха, подписав сделку с Hyundai Motor Group для совместной разработки беспилотных автомобилей. Первая беспилотная Hyundai Sonata была выпущена в июле. Теперь компания планирует сотрудничество с Hyundai-Kia, добавил Полищук.