Как выглядит будущее денег в цифровую эпоху? Этот вопрос стал темой для обсуждения на семинаре в Институте мировой экономики Петерсона на прошлой неделе. Первый ответ на этот большой вопрос звучит так: все сложно. Второй: Это очень важно, особенно в свете появления проекта Facebook под названием Libra.
Идея, возникшая у медиа-гиганта, заставила политиков по всему миру задуматься. И не зря. Деньги слишком важны, чтобы дать контроль над ними частному сектору. Подобно закону, это фундаментальное общественное благо. Государство всегда осуществляло надзор за деньгами, и так должно быть всегда. В своей речи на семинаре представитель Федрезерва Лаел Брайнард четко дал понять, что так и будет. Но ФРС — не единственный регулятор, который задумывается над появлением таких новых игроков в финансовой системе.
Как они будут справляться со своей задачей? Хен Сон Сина из Банка международных расчетов провел различие между «архитектурой» финансовой системы и «технологией», которая обеспечивает ее функционирование. Это можно объяснить на примере нынешней финансовой системы. Львиная доля используемых денег — это побочный продукт кредитования частных институтов (банков). Соответственно, наши деньги состоят в основном из передаваемых долгов банков на счета держателей. Сто лет назад счета были бумажными. Сейчас они существуют в форме электронных реестров. Но сама архитектура не поменялась.
Зрим в корень
Возникает вопрос: где происходят нынешние перемены? В архитектуре или же просто в технологии? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить три функции денег: единица учета, средство хранения и платежное средство. Сегодня единица учета определяется государством, тогда как остальные две функции относятся к банкам. В этом контексте можно рассмотреть три формы цифровых денег: криптовалюты, цифровые платежные системы (как Alipay от Alibaba) и Libra, проект Facebook.
Криптовалюты предлагают новые единицы учета, средства хранения и платежные средства. Таким образом, они представляют собой новую архитектуру создания и использования денег. Но это низкопробная архитектура.
«Ранние итерации криптовалют показывают чрезмерно высокую волатильность, ограниченную пропускную способность, непредсказуемую стоимость транзакций, ограниченное управление или его полное отсутствие и ограниченную прозрачность», — подчеркнул Брайнард на семинаре в Институте мировой экономики Петерсона.
При этом новые платежные системы реальные и крупные. По словам Брейнарда, «в Китае потребители и бизнес участвуют в двух мобильных сетях — Alipay и WeChat Pay, которые по некоторым оценкам в прошлом году совершили мобильные платежи более чем на $37 трлн». Но, как говорится в работе экспертов Принстонского университета, цифровые платежные системы также создают конкурирующие экосистемы, где платежи связаны с сетями данных, а банки и управление активами выполняют вспомогательную функцию.
Эти системы меняют способ реализации розничных платежей, но при этом важно не игнорировать последствия для самой финансовой системы. Провайдеры используют банки или депозиты Центробанка как средство хранения. Более того, на платежные балансы Alipay и WeChat приходится всего около 2% от банковских депозитов в Китае. При этом оптовые платежи превышают розничные. В силу внутридневных колебаний и масштаба, оптовые рынки зависимы от внутридневных кредитов Центробанка. Они не могут функционировать в стиле «деньги вперед».
Libra оставляет вопросы
Libra обещает новую глобальную платежную систему, поддерживаемую «стейблкоином», непрозрачно обеспеченным активами, номинированными в национальных валютах. Эта концепция поднимает сразу несколько вопросов: отмывание денег, финансирование терроризма, защита потребителя, влияние на монетарную политику и стабильность, влияние на банковскую систему, эффективность мирового регулирования. «Двигайся быстро и разрушай стереотипы» — последний слоган, который нужен мировой финансовой системе. Более того, Facebook, мягко говоря, не показала себя как компания, заслуживающая доверия.
Что же делать правительствам, Центробанкам и регуляторам? Будем надеяться, что они проявят бдительность. Но при этом им следует признать наличие новых возможностей для осуществления платежей более быстрым и удобным способом, особенно международных. На данном этапе шумиха вокруг криптовалют выглядит преувеличенной, новые платежные платформы — полезными, а Libra — настораживающей.
Но в этом новом цифровом мире Центробанкам также следует задать себе вопрос: могут ли ни создать собственные цифровые деньги? Они должны не просто вытеснить устаревшие бумажные банкноты, но также составить конкуренцию депозитам коммерческих банков. Подобно тому, как интернет в конечном итоге стал источником ужесточения государственного контроля вместо источника большей свободы, на которую 20 лет назад надеялись либертарианцы, цифровая революция должна дать Центробанкам возможность заменить обязательства частных банков собственными. В этом плане пошлина с создания новых денег, которой сейчас наслаждаются частные банки, вернется к налогоплательщикам. Федрезерв не планирует идти этим путем в отличие от ЦБ Швеции, примеру которой могут последовать другие.
Некоторые новые идеи могут оказаться куда менее революционными, чем многие полагают. Некоторые и вовсе могут не реализоваться. Но некоторые выглядят гораздо более ценными, в том числе идея создания цифровых валют Центробанками. Такие активы могут трансформировать нынешние финансовые системы, и вполне возможно, что это будет неплохо. Цифровым технологиям нужно дать пространство для экспериментов, но при этом нельзя забывать об осторожности.
Автор статьи Мартин Вулф
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Facebook уверен, что криптовалюта Libra найдет достаточное количество серьезных покровителей
МВФ нужно взять Libra под свое крыло
Криптовалюта Libra от Facebook: чем она отличается от биткоинов и PayPal