Вскоре в Лондоне состоится масштабное ежегодное собрание, на котором будут присутствовать мировые производители металла, трейдеры и рыночные эксперты. Ожидается, что разговоры в основном будут вестись о том, как подготовиться к полному торговому соглашению между США и Китаем или же к расширению финансовых стимулов в Китае.
Но это всего лишь временный всплеск активности.
Инвесторам следует учитывать долгосрочные риски, связанные с ростом стоимости сырьевых товаров в результате изменений во второй по величине экономике мира. Любые признаки замедления темпов потребления в Китае имеют решающее значение для прогноза мировых цен на сырьевые товары. Участники рынка, инвестирующие в металлы и горные породы, нуждаются в новых стратегиях, чтобы лучше подготовиться к этому переходу.
Изменения в Китае
Иначе говоря, вскоре Китай завершит грандиозный этап строительства. Ключевые секторы, требовавшие больших объемов сырьевых ресурсов, такие как недвижимость и инфраструктура, в которых на протяжении нескольких десятилетий велась масштабная строительная деятельность, сейчас достигли зрелой стадии развития. Период нового строительства в Китае уступает место фазе замещения, требующей меньше сырья.
Нынешнее мировое потребление сырьевых товаров составляет не более 60% от того объема, который был достигнут во время поддерживаемого Китаем всплеска роста в начале 2000-х годов, и не более 80% от его уровня во время умеренного восстановления мировой экономики в начале этого десятилетия.
Фактически, текущий уровень потребления напоминает 1990-е годы — десятилетие, в котором США и Япония были крупными потребителями сырьевых товаров, задолго до начала впечатляющего цикла роста в Китае.
Стратегии торговли
Вот три стратегии, которые инвесторы могут использовать для торговли с учетом этой долгосрочной тенденции.
Во-первых, нужно отдать предпочтение цветным металлам вместо стали. История показывает, что когда основные экономики (в частности, Япония, Германия и США) достигают пика потребления сырьевых товаров, начинается многолетняя тенденция к сокращению использования стали, в то время как потребление цветных металлов сохраняется.
Это связано с тем, что заменить спрос на сталь для реализации крупномасштабных национальных инвестиций в инфраструктуру практически нечем. С другой стороны, если говорить о цветных металлах, то снижение промышленного спроса компенсируется ростом потребительских товаров с коротким жизненным циклом, таких как автомобили, машины и приборы.
Во-вторых, следует использовать преимущества, связанные с ростом сложности в китайской промышленности. По мере естественного замедления продолжительного роста в материалоемких и обрабатывающих отраслях промышленности страны он будет постепенно замещаться внутренним потреблением и торговлей.
Это приведет к сокращению использования стали и росту спроса на более сложные сырьевые товары, такие как минеральные пески и пигменты, используемые в красках, пластмассах и бумаге; ферросплавы, добавляемые в сталь; и материалы для производства химических веществ.
В-третьих, нужно покупать то, чего не хватает Китаю. В то время как темпы роста общего объема сырьевых товаров могут сокращаться в долгосрочной перспективе, существуют отдельные виды товаров, потребность в которых в основном покрывается за счет импорта.
Например, Китай импортирует более 50% железной руды, меди, никеля и бокситов, что делает эти товары менее чувствительными к внутренним экономическим факторам, таким как ослабление валюты и торговые конфликты. Точно так же следует избегать товаров, которых в Китае в избытке: это алюминий, уголь и сталь.
Признаки зрелости
Есть и другие признаки стабилизации материалоемкого китайского роста. Еще в 2000-е годы, когда сырьевой «суперцикл» страны достиг пика, взаимодействие с сырьевым рынком характеризовалось массовыми сезонными колебаниями торговых потоков и уровней запасов металлов и руды.
Сейчас, спустя 10-15 лет, сезонность в торговле страны действительно невелика, а ее товарно-материальные циклы по-прежнему сокращаются. Каналы поставок тщательно диверсифицируются, а уровень потребления регулируется с целью ограничения издержек. Это поведение, присущее зрелой экономике, а не гиганту, которому постоянно не хватает сырья.
Центральное правительство Китая осознает риски, которые такой переход создает для общей политики роста. На протяжении многих лет спад экономической активности можно было быстро решить с помощью кредитных вливаний или новых проектов. Но теперь, когда капитальная база страны полностью сформирована, такая стратегия становится бесполезной.
Снижается даже уровень потребления меди — ключевого цветного металла — после 25 лет ежегодного роста выше 3%. Некоторые инвесторы убеждены, что текущая низкая цена на медь просто отражает спекулятивное бегство на фоне торгового конфликта между США и Китаем. Инвесторы прячут головы в песок. Обусловленный Китаем рост спроса на медь стал замедляться еще несколько лет назад, задолго до того, как возник торговый спор. Опять же, это говорит о зрелости экономики.
Эволюция потребления
Но годовые темпы роста спроса — это лишь часть истории. Эволюционный путь интенсивности использования каждого товара, оцениваемый с точки зрения потребления на душу населения в каждой стране, гораздо более показателен. Что касается меди, то после нескольких лет очень сильного роста спроса, начиная с конца 1990-х годов, интенсивность использования меди в Китае теперь гораздо больше похожа на другие зрелые экономики.
Да, производители металлов и трейдеры, которые соберутся на заседании Лондонской биржи металлов, будут говорить об обещании повышения цен на любую глобальную торговую сделку или даже о старомодном восстановлении экономического роста. Но помимо скачка цен, перспективы сырьевых товаров не ясны. Это происходит потому, что аппетит крупнейшего в мире потребителя быстро меняется. И только искушенные инвесторы готовы к изменениям в Китае.
Автор является руководителем подразделения по разработке товарных стратегий в Macquarie Group
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Китай вливает рекордное с января количество ликвидности
В ноябре китайский юань может упасть до 7.2 против доллара — Goldman Sachs
МВФ: ущерб от торговой войны США и Китая эквивалентен исчезновению экономики Швейцарии