При обсуждении энергетической политики центральное место отводится электричеству. Некоторые считают это новым этапом на пути к переходу на альтернативные источники энергии с резким увеличением доли солнечной и ветровой энергии. Для других это источник самой большой проблемы — угля, который по-прежнему доминирует в большинстве крупнейших и развивающихся экономик мира.
Согласно новому прогнозу по мировой энергетике, составленному Международным энергетическим агентством (МЭА), фактически, справедливы обе точки зрения.
Несмотря на переход к низкоуглеродной экономике — 50% новых генерирующих мощностей, запускаемых в этом году, будут обеспечиваться за счет ветра и солнечной энергии, — данный сектор, скорее всего, будет также сильно зависеть от угля в течение последующих десятилетий. Это, прежде всего, относится к Китаю, Индии и другим развивающимся экономикам.
Но переход к новой структуре энергопотребления — это только часть истории. Непосредственные трансформации происходят на энергетическом рынке, и связано это с производством и распределением энергии.
Популярные мифы
МЭА разрушает некоторые популярные мифы. Во-первых, электричество не станет основным источником энергоснабжения. В прошлом году на него пришлось лишь 19% от конечного энергопотребления; уголь, нефть и природный газ обеспечили намного больше энергии. Согласно основному прогнозу МЭА, основанному на текущей политике и планах, к 2040 году эта доля увеличится лишь до 23%.
Широко поддерживаемый переход на электромобили обеспечит всего 7% от прироста. Рост, скорее всего, будет связан с использованием электроэнергии в промышленных двигателях и на быстро растущем рынке кондиционирования воздуха, а не с транспортом.
Второй миф — электромобили изменят энергетическую систему и спасут мир от изменения климата. К концу этого года их доля составит около 7 млн от мирового рынка, насчитывающего примерно 1.2 млрд легковых автомобилей. По подсчетам МЭА, к 2040 году на дорогах может быть 330 млн электромобилей. Это приведет к уменьшению потребления нефти, но не остановит рост спроса со стороны других потребителей нефти, таких как грузовые автомобили и самолеты. В МЭА ожидают, что в 2040 году спрос на нефть будет гораздо выше, чем сейчас.
Особенно распространен третий миф о том, что возобновляемые источники энергии вскоре вытеснят уголь. Электроэнергия добывается из различных источников — угля, природного газа, атомной энергии, воды, солнца и ветра. Возобновляемая энергетика расширяется в первую очередь за счет солнечной энергии; в прошлом году на долю энергии солнца и ветра пришлось 7%, и, по прогнозам, они обеспечат большую часть роста спроса в течение последующих 20 лет.
Однако уголь продолжает занимать первое место. Хотя он потеряет некоторую долю рынка, абсолютный объем используемого угля в целом останется неизменным, по крайней мере, в течение следующих двух десятилетий.
С начала века мощность угольных электростанций возросла почти на 70%, поэтому большая часть основных фондов является относительно новой. Заводы можно очистить, например, за счет внедрения технологий улавливания и хранения углерода. Однако затраты очень велики, а отрасль уже страдает из-за низких цен и минимальной маржи.
Изменения в сфере производства и добычи
Помимо мифов стоит отметить и реальные изменения. Производство и распределение электроэнергии больше не ограничивается в географическом плане из-за потерь при передаче. Точно так же подача энергии больше не зависит от централизованных электростанций, поставляющих энергию в основном пассивным потребителям.
С помощью старой модели распределения можно было объяснить, каким образом этот сектор развивался в Европе и во многих развивающихся экономиках. Осуществлялось централизованное производство энергии, а такие энергоснабжающие компании, как Israeli Electricity Company или EDF во Франции, работали в пределах государственных границ и в рамках правил, установленных национальными правительствами. Международная торговля была редкостью, как и производство на электростанциях за пределами этой централизованной системы.
Но схема меняется. Технический прогресс, особенно в Китае, позволит продавать электроэнергию через магистральные сети в регионе и за его пределами.
Планы по созданию хаба в районе Доггер-Банка, в 80 милях от восточного побережья Йоркшира, также откроет возможности для присоединения к энергосистеме через Северное море. В то же время развиваются и другие источники питания, поскольку такие энергоемкие компании, как Tesco и Ikea, начинают использовать собственную электроэнергию.
Рынок для покупателя
Все это усложняет картину и снижает влияние традиционных поставщиков. Проблемы уже становятся очевидны и будут усугубляться по мере проникновения на рынок технологий накопления энергии на магистральном уровне.
Сектор развивается таким образом, чтобы создать благоприятные условия для потребителей. Рынок впервые становится более выгодным для покупателя, при этом производители оказались в невыгодном положении.
Электричество не может спасти мир от изменения климата, но оно меняет способы получения энергии. Не стоит рассматривать энергетический переход только с одной точки зрения.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
ФРС проведет свою первую в истории конференцию по влиянию изменения климата на экономику
Готовы ли любители «зеленой» энергетики платить за электричество в 100 раз больше?