Если США будут вынуждены покинуть Ирак на фоне роста недовольства местного населения, то Россия может усилить свое присутствие в этой стране. Именно это произошло в Сирии, когда прошлой осенью Дональд Трамп объявил о выводе войск, который был потом частично отменен.
В пятницу президент РФ Владимир Путин сообщил своему французского коллеге Эммануэлю Макрону, что убийство генерала Касема Сулеймани может серьезно дестабилизировать регион. А министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в разговоре с коллегами из Китая, Турции, Ирана и США описал действия Белого дома, как незаконные и контрпродуктивные.
США планировали сократить численность своего военного контингента в Ираке, однако теперь они могут увязнуть в регионе, будучи вынужденными предотвращать и отвечать на акты возмездия со стороны Ирана. Впрочем, может произойти и прямо противоположное: в воскресенье парламент Ирака призвал США покинуть страну, и Вашингтон будет вынужден подчиниться, если это требование поддержит и правительство в Багдаде.
Кроме того, и Дональд Трамп может предпочесть не рисковать в год выборов президента США.
Уход американцев из региона позволит Ирану, наконец, достичь долгожданной цели. Однако он также создаст вакуум, который может заполнить Россия. Впрочем, Москва, вероятно, предпочтет усилить свое присутствие не военной силой, а дипломатическими методами, торговыми сделками и продажей оружия.
«Если США будут вынуждены быстро уйти из региона, то главными бенефициарами станут Иран и Россия», - полагает бывший вице-секретарь Пентагона по России, Украине и Евразии Майкл Карпентер.
Убийство Касема Сулеймани заставит американских военных и дипломатов покинуть Ирак, уверен президент Совета по международным отношениям Ричард Хаасс. По его мнению, это произойдет либо по требованию Багдада, либо из-за опасений возмездия. В любом случае, действия Белого дома положили конец эре сотрудничества между США и Ираком.
Для России Ирак сильно отличается от Сирии. Москва дружила с Дамаском десятилетиями, а вот ее присутствие в Ираке было заметно ограничено с тех пор, как военная коалиция во главе с США вторглась в эту страну в 2003 году.
Именно Касем Сулеймани убедил Владимира Путина в 2015 году, что войну в Сирии все еще можно выиграть и оставить у власти Башара Асада. По сообщениям СМИ, в 2015-2017 годах генерал неоднократно встречался как с президентом РФ, так и с министром обороны Сергеем Шойгу. Впрочем, Москва никогда не признавала фактов подобных встреч.
«Российские силовики разделяли ценности Касема Сулеймани», - отмечает господин Карпентер. - «Как и он, они верили в неоимпериализм и силовые политические методы. Сулеймани не был похож ни на религиозного фанатика, ни на муллу. Поэтому российская разведка, которая восхищалась генералом за его стратегические способности и умение вести гибридную войну, могла с ним сотрудничать».
Стратегические цели Владимира Путина заключаются в восстановлении влияния на Ближнем Востоке, которое было утрачено в 1990-е годы, а также в создании глобальных союзов по противостоянию США.
Президент России продемонстрировал готовность брать на себя риски, входя в покинутые или пренебрегаемые американцами регионы. Однако он вряд ли надеется повторить сирийский успех в Ираке, даже если его пригласит официальный Багдад. Длительное присутствие США в этой стране, которое так и не принесло успеха, является предостережением для всех.
В последние годы отношения между Россией и Ираком заметно потеплели. Страны заключали сделки в области энергетики и поставок оружия, а их дипломаты регулярно встречались. В Ираке работают крупнейший российские энергетические компании, вроде Лукойла, Газпрома и Роснефти.
«Я не думаю, что Россия захочет усилить военное присутствие в Ираке, даже если США внезапно покинут эту страну», - полагает бывший сотрудник американской разведки и специалист по России и Евразии Юджин Румер. - «Москва, скорее, предпочтет действовать политическими методами. Что касается военного присутствия, то Россия, вероятно, ограничится отправкой советников, которые будут обслуживать проданную Ираку военную технику».
В любом случае, Москва будет действовать быстро, уверен эксперт. Ослабление влияния США позволит России стать ключевым и незаменимым посредником на Ближнем Востоке. Кроме того, эскалация напряженности в регионе спровоцирует дальнейший рост цен на нефть, что также весьма на руку Москве.
«Иран вполне может нанести удар по саудовским НПЗ, портам и танкерам», - уверен эксперт по глобальному терроризму из университета Джорджтауна Анатоль Ливен. - «Военного потенциала Ирана достаточно для удара такой силы, который отправит цены на нефть намного выше и удержит их там на длительное время. Это вполне может спровоцировать мировую рецессию».
Впрочем, уроки 1970-80-х годов показали, что в долгосрочной перспективе подобные нефтяные шоки провоцируют радикальное снижение цен. Кроме того, взлет котировок заставит Европу и Китай приложить дополнительные усилия по переходу на альтернативные источники энергии.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
Цена нефти взлетела на 5% после удара Ирана по военным базам США
Предупреждения закончились: Трамп готов ударить по Ирану
Цены на нефть взлетят до $150, если Иран перекроет Ормузский пролив