Вспышка коронавируса привела к хаосу на мировом газовом рынке, при этом китайские импортеры грозятся отказаться от 70% ввозимого морем газа на фоне падения спроса и сокращения персонала, работающего в портах.
Такое решение второго по величине импортера сжиженного природного газа отправило цены в крутое пике, к рекордным минимумам, и спровоцировало конфликт с поставщиками, которые утверждают, что китайские компании нарушают условия договоров, чтобы сбить цены на рынке. Это противостояние — еще одно проявление экономического ущерба, нанесенного вспышкой коронавируса. Эксперты опасаются, что изоляция Китая, второй по величине в мире, спровоцирует глобальную рецессию.
Коронавирус наносит новый удар
Дешевый газ порадует производителей и потребителей, но для энергетических компаний это проблема. Они уже сообщают о резком сокращении прибыли в первом полугодии.
По оценкам экономистов, в феврале китайский спрос на нефть сократился на четверть, поскольку власти закрыли крупные города на карантин, многие авиакомпании отменили рейсы, а фирмы и учебные заведения продлили новогодние каникулы, чтобы сдержать распространение вируса, в результате которого уже погибло более 600 человек, а совокупное число заболевших перевалило за 30 тыс.
Две крупнейшие энергетические компании Китая уже объявили «форс-мажор» по крайней мере по 14 контрактам на импорт СПГ. Они ссылаются на положение, которое освобождает обе стороны контракта от его выполнения. Обычно оно идет в ход во время стихийных бедствий или войны. Люди, знакомые с ситуацией изнутри, говорят, что в ближайшие дни таких форс-мажоров станет больше.
По некоторым данным, часть танкеров с СПГ уже развернули из южных портов и направили на север. Однако на других крупных рынках в Азии и Европе уже ощущается перенасыщение на фоне избыточных поставок. Это значит, что танкеры, скорее всего, останутся дрейфовать у берегов Китая, превратившись в плавучие хранилища. Оптовые цены на газ в Великобритании близки к самому низкому уровню со времен финансового кризиса.
«Флотилия китайских отказников, плавающих по всему миру со сжиженным газом на борту в поисках приюта, только усиливает медвежьи настроения», — отметил Фрэнк Харрис, глава отдела по СПГ в консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Избыток природного газа уже привел к снижению цен на СПГ в Азии до исторического минимума на уровне 2.95 долларов за миллион британских тепловых единиц.
Продавцы газа не видят причин для форс-мажора
Продавцы СПГ считают, что китайские импортеры используют положение о форс-мажоре отчасти, чтобы сбить цены и купить газ подешевле на рынке спот, вместо того, чтобы выполнять обязательства по долгосрочным контрактам.
За последние годы на рынке СПГ отмечался взрывной рост за счет прихода крупных поставщиков из США и Австралии. Развитие морских перевозок СПГ сблизило региональные рынки и выровняло цены, то есть падение цен в Азии приведет к аналогичному снижению в Европе и наоборот.
Из грузов, уже отмененных в результате форс-мажорных обстоятельств, десять относятся к поставкам Китайской национальной оффшорной нефтяной корпорации (Cnooc) по договорам с Royal Dutch Shell, при этом PetroChina отказалась принять два груза из Катара и два из Малайзии — в том числе один с поставкой в марте.
В ближайшие дни Китай может отменить около 50 грузов, или 70% всего февральского импорта, поскольку покупатели, включая Sinopec, уже направили уведомления о том, что, скорее всего, не смогут их принять.
По данным консалтинговой компании Energy Aspects, Китай ежемесячно импортировал почти 7 млрд кубических метров сжиженного газа. Хотя Китай расширил свои хранилища в последние годы, их вместимость все равно не бесконечна, отмечают аналитики ANZ.
Однако поставщики СПГ, трейдеры и юристы сомневаются в законности объявления форс-мажорных обстоятельств из-за падения спроса на фоне распространения коронавируса.
«Уместность подобных заявлений вызывает много вопросов», — отметил Джейсон Фир, руководитель отдела бизнес-аналитики в Poten & Partners. «Поставщики в корне не согласны, они утверждают, что низкие цены, и заполненные хранилища не являются форс-мажорными обстоятельствами».
Французская Total заявила, что отклонила уведомление о форс-мажоре от одной китайской компании.
«Наш правовой анализ ситуации показал, что никакого форс-мажора нет», — отметил Филипп Сауке, президент Total по газу, возобновляемым источникам энергии и электроэнергии. «Но тут нужно проявить осторожность. Если в порту разгрузки или погрузки объявят карантин, тогда на самом деле наступят форс-мажорные обстоятельства».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Спрос на нефть в Китае может обвалиться на 25%