Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) в Японии в октябре с 8% до 10% незамедлительно оказало негативный эффект на уровень потребления, однако масштабы бедствия стали видны лишь после публикации отчета по ВВП на этой неделе. Данные оказались существенно хуже ожиданий: экономика в четвертом квартале 2019 года сократилась на 6.3%, тогда как аналитики ожидали падения на 3.7%.
Система поощрений покупателей, разработанная правительством, не смогла в должной степени смягчить эффект повышения НДС, который оказался сравним с последствиями первого этапа повышения налога в 2014 — тогда Япония впервые за 17 лет повысила ставку налога с 5% до 8%, что обернулось падением ВВП на 7.4% с восстановлением лишь на 0.3% в следующем квартале.
Принимая во внимание эти цифры, а также то, что конца эпидемии коронавируса в Китае по-прежнему не видно, ряд экспертов понизил свои прогнозы по росту экономики Японии в обозримой перспективе и заговорил о возможности сокращения ВВП и в первом квартале 2020, что будет означать техническую рецессию. Это мрачная перспектива для Абе и Банка Японии, которые в течение последних лет упорно, но без особого успеха пытались запустить двигатель экономики и подтолкнуть инфляцию к заветным 2%. Однако винить правительство в экономической диверсии было бы неверно — эксперты сходятся во мнении, что решение о повышении НДС было неизбежным, учитывая фискальную позицию Японии и старение населения. Некоторые экономисты также выражают надежду, что в последующие месяцы начнёт проявляться позитивный эффект последнего пакета стимулирующих мер на $122 млрд, который был утвержден в декабре 2019.
По теме:
Коронавирус нанесет Японии больший ущерб, чем эпидемия SARS 2003 года