Сравнение прогнозов трех крупнейших мировых нефтяных агентств (Международное энергетическое агентство (МЭА), Минэнерго США и ОПЕК) говорит о серьезной неопределенности относительно того, как вспышка коронавируса повлияет на спрос на нефть.
ОПЕК наиболее оптимистична и полагает, что эпидемия Covid-19 снизит в первом квартале этот показатель на 0.44 млн б/д. Прогноз МЭА в три раза пессимистичнее, и в случае его реализации спрос на нефть в годовом выражении снизится впервые за последние 10 с лишним лет. Минэнерго США ждет падения этого показателя на 0.87 млн б/д (ProFinance.ru : см. график выше).
Оценки ОПЕК излишне оптимистичны, и вот почему. Потребление черного золота в Китае резко снизилось на фоне закрытия промышленных предприятий и почти полной остановки туристических потоков. Загрузка дорог в крупнейших городах Поднебесной остается в разы ниже нормы (ProFinance.ru: на графике ниже отражена статистика TomTom по загруженности дорог в Шанхае с 7 по 14 февраля. Синия линия — данные за 2019 год, а белая — за текущий), и эксперты BloombergNEF подсчитали, что количество вылетов из аэропортов страны с момента вспышки коронавируса сократились на 80%, а спрос на керосин - на 0.24 млн б/д.
Данные по загрязненности воздуха также говорят о резком замедлении экономической активности и снижения использования топлива. На первой неделе после Китайского нового года выбросы диоксида азота сократились на 36% относительно аналогичного периода годом ранее, сообщил Центр по изучению энергии и чистого воздуха. По его данным, активность в таких секторах, как нефтепереработка, производство стали и выработка электроэнергии на угле, снизилась на 25-50%.
Распространение коронавируса нанесло сильный удар по потреблению энергоносителей, однако число нефтяных танкеров, держащих курс на Китай, только выросло. Дело в том, что местные независимые НПЗ решили воспользоваться снижением цен на черное золото и наполнить свои хранилища подешевевшим товаром. Сегодня это частично компенсирует снижение потребления нефти, однако в будущем негативно скажется на спросе, даже когда коронавирус останется позади.
Власти Китая, заняты примерно тем же самым: они строят и заполняют стратегические хранилища, аналогичные Стратегическому резерву США. Они используют падение цен и в будущем будут сокращать покупки по мере роста котировок.
Несмотря на падение загруженности НПЗ Китай производит больше топлива, чем потребляет. По данным компании Vortexa, которая отслеживает передвижения судов, экспорт бензина и дизеля из страны быстро растет, однако покупатели на них находятся далеко не всегда. Большая часть этих продуктов нефтепереработки оседает в сингапурских хранилищах ввиду слабого регионального спроса.
Это возвращает нас к вопросу о том, как эпидемия Covid-2019 повлияет на спрос на энергоносители. Нынешний коронавирус сильно отличается от эпидемии атипичной пневмонии 2003 года, так как сегодняшний вирус несет гораздо большие глобальные угрозы.
Во-первых, сегодня Китай потребляет в два с лишним раза больше нефти, чем в 2003 году, и в прошлом году на него пришлись три четвертых мирового роста спроса на черное золото.
Во-вторых, за последние 17 лет Поднебесная гораздо сильнее интегрировалась в мировую экономику. В 2018 году китайцы обеспечили 20% всех расходов на туризм, а сам Китай стал четвертым по популярности туристическим направлением.
В-третьих, Поднебесная стала центром производства и экспорта как готовой продукции, так и компонентов.
«Все указывает на сильнейший разрыв мировой цепочки поставок», - отмечает Кэролайн Бэйн, главный товарный экономист Capital Economics. - «В феврале статистика ухудшится еще больше».
Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
Спрос на нефть в Китае может обвалиться на 25%