На фото: Министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман и министр энергетики России Александр Новак на заседании ОПЕК в Вене
После драматического разрыва союза между нефтяным картелем и Россией однодневное падение цен на нефть более чем на 30% вызвало взрывную волну на мировых финансовых рынках, и так пострадавших от последствий эпидемии коронавируса. Невозможность продлить сделку между Россией и клубом экспортеров нефти — альянса, который поддерживал мировые цены на нефть в течение трех лет — спровоцировала внезапную ценовую войну.
1. В чем суть конфликта?
Россия присоединилась к ОПЕК в 2016 году вместе с девятью другими странами, не входящими в картель, и данный альянс контролировал почти половину мировой добычи нефти. Соглашение «ОПЕК+» привело к возрождению картеля, который получил огромную властью над важнейшим сырьевым товаром в мире. Россия ошеломила нефтетрейдеров, когда 6 марта на встрече в Вене отказалась пойти на сокращение добычи, на котором настаивала Саудовская Аравия. Королевство — крупнейший производитель ОПЕК и его лидер — хотело еще больше сократить производство, чтобы поддержать цены, поскольку коронавирус подорвал спрос на энергоносители. Саудовская Аравия дала резкий ответ всего несколько часов спустя: государственная нефтяная компания заявила, что 8 марта она сменит курс, нарастит добычу и снизит цены на нефть.
2. Что привело к таким последствиям?
Переговоры между Россией и Организацией стран-экспортеров нефти сорвались из-за того, что страна не захотела пойти на уступки и продолжить сокращение добычи, чтобы не потерять прибыль от добычи нефти. В России пожаловались, что сделка ОПЕК+ оказывала поддержку американской сланцевой промышленности. Также ее все больше возмущала готовность президента США Дональда Трампа использовать энергетику в качестве политического и экономического оружия. Кроме того раздражение в России вызывало и использование США санкций, чтобы помешать завершению строительства трубопровода «Северный поток-2», связывающего газовые месторождения Сибири с Германией.
3. Как это связано со сланцем?
Кремль не захотел уступать долю рынка американским сланцевикам, которые дополнительно вливали на мировые рынки миллионы баррелей нефти. Попытка подорвать сланцевый рынок предпринималась и раньше: когда в 2014 году начала развиваться новая технология, Саудовская Аравия наводнила рынок нефтью, рассчитывая, что обвал цен помешает новым конкурентам. По мере того как производители сланца находили более дешевые способы работы, а глобальный избыток предложения продолжал сохраняться, ОПЕК вернулась к стратегии ограничения добычи, после чего к середине 2018 года нефть достигла четырехлетних максимумов свыше $85 за баррель. Но победа обернулась провалом. Рост цен оживил американскую сланцевую промышленность, позволив США в какой-то момент обойти Саудовскую Аравию и Россию и занять первое место по производству нефти в мире. Многие буровые компании в Техасе и других сланцевых регионах выглядят уязвимыми, поскольку они накопили огромные долги и уже пострадали из-за низких цен на природный газ.
4. Смогут ли Россия и Саудовская Аравия смириться с более низкими ценами?
Это еще предстоит выяснить — обе стороны всегда могут вернуться за стол переговоров. В краткосрочной перспективе у России есть все возможности, чтобы выдержать падение цен. Сейчас цена отсечения, при которой в государственный бюджет поступают доходы, составляет $42 за баррель, при этом страна накопила миллиарды долларов, переводя их в фонд благосостояния. В Саудовской Аравии, где огромные государственные расходы почти полностью финансируются за счет нефти, валютные резервы достигают примерно $500 млрд, что позволит смягчить удар. Один из источников потенциального стресса: валюта королевства, риал, привязана к доллару США уже более тридцати лет, обеспечивая экономическую и финансовую стабильность. У ОПЕК есть конкурентное преимущество, поскольку ее ближневосточные члены могут добывать нефть примерно на треть дешевле американских сланцевиков.
5. А что насчет других стран?
Такой резкий обвал цен на нефть, если бы он сохранился в течение длительного времени, привел бы к резкому сокращению национальных бюджетов в нефтедобывающих странах от Венесуэлы до Ирана, угрожая изменить политику во всем мире. Для политиков неустойчивые цены на нефть являются дополнительной проблемой, поскольку они и так пытаются защитить экономику от воздействия коронавируса.
6. Какими могут быть более масштабные последствия?
Есть страны, которые выиграют от снижения цен на нефть — среди них Китай, крупнейший импортер нефти в мире, чье восстановление от вируса станет ключевым для мировой экономики. США, когда-то получавшие выгоду от низких цен на нефть, теперь являются скорее экспортером, чем покупателем. Многие опасаются резкого скачка цен на нефть из-за того, что он может привести к росту издержек в мировой экономике и замедлению экономического роста. Теперь мир, еще не оправившийся после экономического спада, вызванного вирусом, переживает еще один нефтяной шок.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
Наращивание добычи нефти ударит по американским производителям
Forbes: о чем думала Россия, когда отказалась сотрудничать с ОПЕК?