Кевин Келли, бывший летчик-истребитель из штата Аризона с 2008 года призывает всех покупать золото и серебро, чтобы подготовиться к следующему кризису. В этом году некоторые наконец-то последовали его совету.
«Люди говорили, что это никогда не случится, этого никогда не будет, и что теперь? Кризис наступил, — заявил Келли, который организует соревнования по боксу без перчаток и управляет фитнес-франшизой. Все говорили, что я пессимист».
Многие профессиональные инвесторы отказались от покупки золота, тогда как «золотые жуки» были вознаграждены в этом году, поскольку цены выросли на 9%, а акции упали на 20% после вспышки коронавируса.
В прошлом месяце аналитики Goldman Sachs заявили, что пришло «время покупать валюту последней инстанции», отметив, что золото может вырасти до $1800 за тройскую унцию по сравнению с текущей стоимостью в районе $1650 из-за «инвестиционного спроса, вызванного страхом».
Золото привлекает инвесторов по нескольким причинам. В отличие от меди, оно не связано с промышленной деятельностью. Его доходность зависит только от роста цен, и оно не предполагает выдачу купонов, как в случае облигаций, или дивидендов по акциям. Но оно на протяжении многих лет является убежищем в периоды потрясений, хотя не обходится и без резких спадов, когда инвесторам приходится покрывать убытки за счет других классов активов. Золото может защитить от инфляции — основного риска для стоимости облигаций. Истинные приверженцы также полагают, что в один прекрасный день оно вновь восстановит свои функции в отношении валют, которых, по их мнению, оно лишилось из-за покупки активов центральными банками с 2008 года.
Теперь энтузиасты воодушевились благодаря новому источнику поддержки: коронавирус привел к закрытию аффинажных заводов и сокращению коммерческих рейсов, что спровоцировало дефицит золотых слитков и монет, вызвавший рост цен.
Дефицит золота
«Проблемы в первую очередь связаны с логистикой, — отмечает Рут Кроуэлл, глава Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов. Потому что золото обычно перевозится на пассажирских самолетах, а учитывая отмену многих рейсов, сейчас летает меньше самолетов, и стало меньше пространства в грузовом отсеке».
С февраля тарифы на перевозку золота самолетом выросли в три-четыре раза, заявил Ричард Хейс, директор монетного двора Перта, который полностью принадлежит правительству Западной Австралии. А одна крупная авиакомпания увеличила грузовые тарифы за перевозку золота в восемь раз, добавил он.
23 марта фьючерсы на золото на Нью-Йоркской товарной бирже (Comex) превысили спотовую цену в Лондоне на $70 из-за опасений по поводу нехватки физического металла для расчетов по контрактам. Этот дисбаланс влияет на всю цепочку поставок золота, поскольку компании используют фьючерсы для хеджирования рисков.
В Лондоне хранятся золотые слитки стоимостью более $400 млрд, но эти слитки весят 400 унций, а не 100. А для расчетов в рамках фьючерсных контрактов Comex или для продажи розничным инвесторам требуются слитки как раз весом 100 унций. Поэтому перед доставкой металл необходимо очистить, но из-за вируса крупнейшие европейские аффинажные заводы в Швейцарии работают не на полную мощность.
Кроме того, нарушены поставки с золотых приисков. После закрытия предприятий в Мексике и ЮАР акции крупнейших золотодобывающих компаний упали в этом году на 11%.
По данным CME Group, с 23 марта на склады Comex в США было отгружено более 6 млн унций золота, после чего запасы увеличились до 15.9 млн унций, а это самый высокий уровень с 2002 года. Сюда входит и металл для обеспечения недавно запущенных фьючерсных контрактов на золото весом 400 унций, которые начали торговаться в понедельник.
Но разница между фьючерсными ценами и лондонским рынком золота все еще колеблется в районе $50 за унцию. Обычно разрыв составляет пару долларов.
Для розничных потребителей дефицит означает рост премии за покупку металла, а также увеличение сроков поставки. По словам Эверетта Миллмана из флоридской компании Gainesville Coins, подобные задержки снизили привлекательность золота для потенциальных покупателей.
«Они просто хотят знать, почему не могут получить свое золото, — отметил он. Вы надеетесь получить его от бывших покупателей или более широкого круга людей, учитывая такую высокую премию. Но люди не хотят отдавать то, что у них есть. .. заставляя нас искать золото и серебро везде и всюду».
По словам Миллмана, для доставки продуктов, которые обычно можно получить за день или два, требуется несколько недель. Сейчас компания продает золото с премией около 10% по отношению к цене спотового рынка. Обычно этот разрыв составляет 1-2%.
Миру грозит катастрофа?
Для Кевина Келли золото является единственным активом «без риска контрагентов», который может защитить от девальвации валюты и неконтролируемых расходов центральных банков на борьбу с коронавирусом. Хотя инфляция так и не начала расти после мирового финансового кризиса в 2008 году, как надеялись многие инвесторы в золото, он считает, что в этот раз это произойдет.
С тех пор как США перестали обеспечивать свою валюту золотом в 1971 году, больше ничто не ограничивает центральные банки.
«Наши отцы-основатели предупреждали о бедах, которые несут центральные банки, — заявил он. Сейчас вы можете печатать столько денег, сколько захотите, но все, что вы делаете, — создаете гиперинфляцию. В какой-то момент это приведет к катастрофе».
По теме:
Золото дорожает, спреды растут, инвесторы продолжают бежать от рисков
Рынок золота столкнулся с самыми серьезными испытаниями за всю историю