На фото: глава Роснефти Игорь Сечин
Российские производители нефти не могут поделить обязанности по выполнению масштабного мирового соглашения о сокращении добычи. В этих условиях Москве будет трудно сдержать данные обещания. По словам трех анонимных источников, компании стремятся защитить собственные проекты и избежать дорогостоящей заморозки объектов. Никто не хочет брать на себя бремя сокращения.
Россия рискует не выполнить обещание
Между тем, до вступления соглашения в силу осталось всего две недели. Согласно договоренностям Россия должна урезать добычу в мае и июне на 2,5 млн баррелей в день.
Это обязательство является частью сделки с Саудовской Аравией и США о снижении мировых поставок нефти на фоне падения цен более чем на 60% в этом году из-за резкого сокращения спроса, вызванного пандемией коронавируса.
Количество баррелей, которые Россия обещала урезать, примерно в восемь раз больше самых крупных сокращений в рамках предыдущей трехлетней сделки с Саудовской Аравией и странами ОПЕК. Даже тогда необходимость снижения добычи вызывала волну недовольства среди некоторых нефтяных компаний. В 2019 году Россия добывала в среднем по 11,25 млн баррелей в день.
Своя рубашка ближе к телу
Некоторые компании выступают против пропорционального расчета и настаивают на уменьшении своей доли. Им нужно защитить новые инвестиции и избежать дорогостоящей или даже фатальной заморозки месторождений. Из-за геологических особенностей возобновить остановленную добычу на некоторых участках будет невозможно. По словам экспертов, на многих крупных месторождениях в Сибири нужно поддерживать жизнедеятельность, чтобы оборудование не перемерзало зимой.
По словам анонимных источников, стороны так и не смогли прийти к соглашению в переговорах по квотам на сокращение в мае. Но так или иначе, им придется искать компромисс.
Эти конфликты лишь усиливают сомнение в том, что ОПЕК, Россия и другие участники соглашения смогут урезать добычу на согласованные 9,7 млн баррелей в день. Хотя трейдеры считают, что этих мер будет недостаточно, чтобы устранить кризис, даже при условии, что все страны выполнят свои обязательства. Пропасть между спросом и предложением продолжает расти, поскольку города один за другим уходят на карантин, фабрики и заводы стоят без дела, самолеты не летают.
Если разделить сокращения пропорционально, то Роснефти, крупнейшему нефтепроизводителю в России, нужно урезать добычу на 600-630 тыс. баррелей в день, Лукойлу — на 240-270 тыс. баррелей в день.
Между тем, глава Роснефти Игорь Сечин — один из ярых противников каких бы то ни было сокращений. Объемы добычи Роснефти сопоставимы с объемами Ирака. На долю компании приходится около 40% всего производства нефти в России.
Всем придется смириться
Екатерина Родина, аналитик по рынку акций «ВТБ Капитала», считает, что на начальном этапе компаниям придется договариваться и искать компромиссы из-за индивидуальных обстоятельств и трудностей, связанных с быстрым сворачиванием производственных мощностей. Но, в конечном счете, все поделится на пропорциональной основе. «Масштабы сокращений таковы, что компании будут вынуждены включить большую часть своих активов в корректировку производства».
Роснефть и Лукойл комментировать ситуацию отказались, а в Газпромнефти заявили, что смогут начать сокращения уже в мае и увеличить масштабы в июне, чтобы выполнить отведенную им норму. С этой целью, вероятно, придется временно приостановить разработку новых шельфовых месторождений.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Силуанов: при цене нефти $20 за баррель Минфин потратит 2 трлн рублей из ФНБ
Из-за избытка нефти хранилища по всему миру переполнятся уже через нескольких недель