Людям нужно только одно — комфорт. Они хотят правильно питаться, что укрепить иммунную систему. Они борются со стрессом при помощи выпечки, но при этом едят более здоровую пищу, чем в ресторанах. Теперь в моде авокадо, а не бекон. Растет популярность замороженной пиццы и лапши быстрого приготовления.
И эти, казалось бы, противоречивые модели покупательского поведения переворачивают сельскохозяйственные рынки: с начала марта цены на авокадо выросли на 60%, в то время как стоимость масла снижается из-за сокращения спроса со стороны ресторанов. В любом случае, как отметил Сильвен Шарлебуа, профессор и директор лаборатории агропродовольственной аналитики при Университете Дэлхаузи в Галифаксе, коронавирус «все полностью изменил».
«Люди больше всего обеспокоены тем, как прокормить семью, — отметил он. Это действительно меняет менталитет потребителя».
По словам экспертов, некоторые из этих тенденций могут сохраниться навсегда. Теперь, когда некоторые люди стали снова есть фасованные продукты, они могут быть приятно удивлены улучшением их качества, и поэтому продолжат покупать их даже после отмены карантина. Люди также, возможно, будут больше готовить дома и после выхода из самоизоляции.
«Ореол здоровья»
Авокадо — это один из продуктов питания, стоимость которого неожиданно подскочила в последние несколько недель. После введения первых ограничительных мер фермеры в Мексике, крупнейшем производителе в мире, начали приостанавливать сбор урожая в ожидании падения спроса.
Но выяснилось, что тосты с авокадо и гуакамоле оказались любимыми домашними блюдами. Спрос оказался намного выше, чем ожидали производители, что привело к резкому росту цен. По данным правительства, 24 апреля коробка авокадо Хасс из штата Мичоакан, крупнейшего производителя в Мексике, стоила около 480 песо ($19). Это примерно на 60% больше 300 песо в начале марта.
Другие продукты также быстро исчезают с полок магазинов. Согласно исследовательской компании IRI, в марте розничные продажи цитрусовых в США увеличились примерно на 50% по сравнению с предыдущим годом.
«Над всеми свежими продуктами витает некий ореол здоровья», — считает Роланд Фумаси, аналитик калифорнийской компании RaboResearch.
Возможно, потребители стали покупать цитрусовые из-за витамина С, стремясь укрепить иммунную систему. Потребление апельсинового сока, который когда-то был основным продуктом на завтрак, а затем оказался в немилости из-за высокого содержания сахара, также резко увеличилось. Фьючерсы, торгуемые на Нью-Йоркской бирже, выросли примерно на 13% с конца февраля.
По словам Тан Хэн Хонга, аналитика исследовательской компании Mintel по продуктам питания и напиткам в азиатско-тихоокеанском регионе, в Азии потребители используют традиционные средства защиты от вируса. Во Вьетнаме люди едят больше черного чеснока, а индонезийцы запасаются традиционным лекарством джаму, изготовленным из натуральных ингредиентов.
Еда поднимает настроение
Сегодня для многих людей еда стала спасением от скуки и стресса. Потребители берут в магазинах продукты, которые обходили стороной всего несколько месяцев назад, — в частности, вторую жизнь обрели фасованные продукты.
«Давно известно, что еда помогает успокоиться», — отметил Тан Хэн Хонг из Mintel.
Как заявил Марк Шнайдер, директор крупнейшего в мире производителя продуктов питания и напитков Nestle SA, сильно вырос спрос на основные продукты питания и напитки. Компания производит замороженную пиццу DiGiorno и лапшу быстрого приготовления Maggi.
Любители закусок
В конце прошлого месяца Шон Коннолли, директор компании Conagra Brands Inc., чей портфель включает Duncan Hines, Chef Boyardee and Birds Eye, отметил прирост во всех категориях: «Мы наблюдаем волнообразное движение, но сейчас все вокруг движется».
Объем потребления закусок тоже растет. Отчасти это связано с тем, что люди сидят дома, но также это обусловлено тем, что они тратят больше времени на занятия, во время которых можно жевать, например, на просмотр сериала «Король тигров» на Netflix.
Пример Южной Кореи показателен и для других рынков, считают в исследовательской фирме Euromonitor International Ltd. По сравнению с предыдущим годом в первой половине марта продажи закусок в популярном круглосуточном магазине в стране выросли на 9%.
Рестораны несут убытки
Даже несмотря на огромный рост покупок в продуктовых магазинах, для некоторых рынков закрытие ресторанов оказалось слишком серьезной проблемой. Поэтому иногда приходится просто выливать молоко. Фермеры вынуждены избавляться от излишков, потому что спрос со стороны производителей сыра и масла иссяк.
И все это сказывается на ценах. Фьючерсы на масло в Чикаго упали до самого низкого уровня за последние десять лет, то же самое происходит и с сыром.
Еще одна жертва — поставщики легендарного бельгийского картофеля фри. По словам Ромена Колса, генерального секретаря промышленной группы Belgapom, Бельгия является крупнейшим в мире поставщиком замороженных картофельных продуктов, картофеля фри, чипсов и пюре в более чем 160 стран. Подавляющее большинство этих продуктов идет на экспорт, а спрос иссякает по мере закрытия индустрии общественного питания. Европейские фьючерсы на переработанный картофель в этом году упали почти на 90%, торгуясь на рекордно низком уровне.
Хотя рестораны продолжают принимать заказы на вынос, многие из них сократили меню, в то время как дома обычно не используют столько ингредиентов.
Однако потребителям приятно осознавать, что в продуктовом магазине за $20 можно купить гораздо больше, чем в ресторане высокой кухни или в кафе быстрого питания, отметил Николас Фередей, старший аналитик отдела потребительских товаров RaboResearch в Нью-Йорке. А возрождение фасованных продуктов питания может иметь долгосрочные последствия для покупательских привычек.
«Все упрощается, — считает Фередей. Фасованные продукты намного доступнее благодаря большим объемам продукции, и люди будут помнить об этом. Когда продуктов почти не осталось, эти компании смогли поставлять еду».
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
По теме:
Коронавирус создает риски продовольственной безопасности США