Этот закон не только опровергнет опасения по поводу широко распространенного делистинга китайских фирм, но и, скорее всего, улучшит инвестиционную среду.
После единогласного принятия 20 мая 2020 года Закона о привлечении иностранных компаний к ответственности Сенатом США законопроект должен получить одобрение Палаты представителей и президента США Дональда Трампа. Согласно этому закону, все компании, зарегистрированные на американских фондовых биржах, должны проходить аудит под контролем Совета по надзору за бухгалтерским учетом публичных компаний США (PCAOB), а несоответствующие компании могут быть исключены из реестра биржи через три года. Это породило разговоры о том, что все китайские фирмы могут уйти с американских бирж.
Некоторые эксперты могут усомниться в целесообразности подобного законодательства, поскольку оно может снизить доходность сбережений американских домохозяйств, прибыль финансового сектора и глобальную конкурентоспособность американских фондовых бирж. Хотя эти опасения вполне обоснованы, необходимость делистинга китайских фирм в США может быть оправдана, так как это приведет не только к более достоверному раскрытию информации, но и, как это ни удивительно, к увеличению листинга со стороны первоклассных частных китайских фирм.
Честное раскрытие информации и суровое наказание за несоблюдение требований гарантируют рациональное управление рынком капитала. США применяют одни и те же критерии ко всем фирмам, которые стремятся зарегистрироваться на американской фондовой бирже, и надзор со стороны PCAOB является ключевым элементом для соблюдения этих правил. Когда фирма, включенная в реестр, предоставляет сомнительные сведения, PCAOB вправе проверить основные бухгалтерские документы аудиторской фирмы в соответствии с законом Сарбейнса-Оксли 2002 года. В случае выявления недостатков аудиторская фирма должна внести изменения в отчет и принять меры по усовершенствованию своих процедур и практик. Это повышает доверие инвесторов к раскрытию информации о зарегистрированных фирмах.
Но закон Сарбейнса-Оксли не распространяется на другие страны, причем в некоторых из них законы или правила запрещают местным аудиторским фирмам передавать бухгалтерские документы иностранным регуляторам, таким как PCAOB. Китай — одна из таких стран. PCAOB также сталкивается с трудностями при проверке местных аудиторских фирм в Бельгии и Франции, однако Совет рассчитывает решить проблему с доступом путем переговоров.
Попытки договориться
Примерно 150 зарегистрированных в США компаний имеют штаб-квартиры или работают в основном в Китае. Некоторые из них принадлежат государству — в том числе China Life, PetroChina, China Telecom, China Unicom и China Eastern Airlines, — но остальные 90% являются частными. Среди них — такие динамичные и высокодоходные компании, как Alibaba, Baidu, Bilibili, Jingdong и Ctrip.
В прошлом PCAOB, по-видимому, пытался договориться с китайскими властями о проверке результатов работы аудиторов в Китае. Но попытка заставить Китай предоставить такой доступ не была приоритетом в политике, потому что американские фондовые биржи, инвестиционные банки и фирмы по управлению капиталом стремятся максимально увеличить число китайских фирм, зарегистрированных на американских биржах.
В конце концов, в течение последних 15 лет китайские фирмы являются лидерами по первичному размещению акций в мире, а американские фондовые биржи отчаянно конкурируют за подобный листинг с биржами в Лондоне, Сингапуре, Гонконге, Шанхае и Шэньчжэне. Поскольку число IPO компаний со штаб-квартирой в США неуклонно сокращается (примерно с 300 в год в начале 1990-х до менее чем 100 в год в последнее время), китайские компании стали еще более привлекательными для американских фондовых бирж.
Аналогичным образом американские инвестиционные банки зарабатывают большие комиссионные за вывод компаний на биржу, и у них есть домашнее преимущество на внутреннем рынке, когда листинг происходит на американской фондовой бирже. Действительно, уговоры американских инвестиционных банков — это главная причина, по которой так много китайских компаний пришли в первую очередь в США. И, со своей стороны, фирмы по управлению капиталом (или их клиенты) предпочитают — или, в некоторых случаях, обязаны — держать акции, зарегистрированные в США.
Альтернативный контроль
И хотя делистинг китайских компаний может снизить прибыль этих американских компаний или их глобальную конкурентоспособность, потенциальное влияние на интересы американских инвесторов не столь очевидно. С одной стороны, исключение из реестра фирм, которые совершают финансовые махинации, явный плюс для американских инвесторов. С другой стороны, махинации происходят довольно редко, и риск, как правило, перевешивают устойчивые доходы (иногда выше рыночных), которые предлагают инвесторам китайские фирмы, зарегистрированные в США. Поэтому их делистинг может означать отказ от хороших инвестиционных возможностей для американских инвесторов.
Более того, надзор со стороны PCAOB — это не единственный способ выявить проблемы в сфере бухгалтерского учета. Многие компании, занимающиеся короткими продажами, специализируются на расследовании и выявлении случаев предоставления недостоверных данных о прибыли или фиктивных показателей роста, и иногда они действуют тщательнее и изобретательнее, чем PCAOB. Например, инвестиционная компания Muddy Waters недавно раскрыла финансовые махинации в китайской компании Luckin Coffee, зарегистрированной в США, после того как эксперты посетили ее магазины. Руководители Luckin сейчас находятся под следствием как в Китае, так и в Соединенных Штатах.
Учитывая, что в США существует активная отрасль коротких продаж, которая позволяет сдерживать зарегистрированные компании, вполне понятно, что некоторые специалисты будут выступать против принудительного и беспорядочного делистинга, поскольку это может нанести большие убытки владельцам акций, торгуемых в США. Но вопрос не в том, чтобы бездействовать и провести делистинг всех китайских фирм. Скорее всего, новый американский закон усилит позицию PCAOB на переговорах с иностранными властями.
Выгода для всех
Поскольку многие зарегистрированные в США китайские фирмы являются динамичной частью китайской экономики, не следует сбрасывать со счетов возможность того, что регулирующие органы страны удовлетворят запросы американских коллег о предоставлении бухгалтерских документов в течение последующих трех лет, прежде чем начнется первый делистинг в соответствии с новым законом. Возможно, Китай выведет государственные компании с американского рынка, однако многие частные компании, скорее всего, останутся. Более того, китайские фирмы могут предпочесть листинг в США именно благодаря возможности доказать, что они предоставляют достоверную финансовую информацию.
Листинг в США привлекает фирмы, стремящиеся к прозрачности и получению иностранной валюты. Новый закон этого не отменяет. Повысив воспринимаемое качество финансовой информации, фирмы, зарегистрированные на бирже, могут добиться более высокой стоимости акций, тем самым снижая капитальные затраты. От этого выиграют и американские инвесторы, и финансовые институты, и китайские частные фирмы.
Автор статьи Шан-Цзинь Вэй
Подготовлено Profinance.ru по материалам Project Syndicate
По теме:
Икона рынка Уоррен Баффет рассказал, как простым людям инвестировать в акции
После прорыва S&P 500 выше 3000 пунктов рост рынка акций может ускориться