История взлёта и падения Luckin Coffee является хорошим примером, который объясняет, почему Дональд Трамп внимательно следит за китайскими компаниями, чьи акции торгуются на американских площадках, а инвесторы с сомнением говорят о достоверности статистических данных из Китая.
Бизнес Luckin Coffee демонстрировал ошеломительные результаты: компания открывала новые точки быстрее, чем Starbucks, а продажи росли, как на дрожжах — в третьем квартале рост составил 557%. Всё шло настолько хорошо, что стоимость акций, которые были размещены на Nasdaq в прошлом мае по $17 за штуку, в январе достигла отметки в $51.38. Путь к новым максимумам преградил коронавирус, однако эффект от эпидемии в Китае в январе и обвала рынка акций в марте не идёт ни в какое сравнение с тем, что произошло после.
Проснувшись 2 апреля, инвесторы подумали, что кто-то опоздал с очень неудачной первоапрельской шуткой: торги акциями Luckin Coffee открылись падением более чем на 80% в районе $4.91 против закрытия в $26.20 в предшествующий день. Катализатором обвала стало заявление компании о том, что её сотрудники фабриковали данные о продажах в 2019 году — в общей сложности в период со второго по четвертый квартал они завысили их на 2.2 млрд юаней или $310 млн, то есть почти в два раза.
Источники, знакомые с ситуацией, сообщили Wall Street Journal, что инжиниринг недостоверных данных о продажах начался еще за месяц до IPO, в ходе которого компания привлекла $651 млн, обеспечив рыночную капитализацию более чем в $5 млрд. Инструментом послужили ваучеры, которые Luckin Coffee продавала через свое приложение: первоначально работники компании использовали индивидуальные счёта, что позволило завысить продажи на $28 — $42 млн, однако затем в ход вступили аффилированные компании, и масштабы подтасовок резко возросли.
Так, например, Qingdao Zhixuan Business Consulting приобрела ваучеров на $134 000 только в рамках одной транзакции, а всего с участием этой компании в период с мая по ноябрь их было более сотни. Данные регистраторов показали наличие связи между компанией и родственником основателя Luckin Coffee и человека из руководства Ucar (основатель Luckin Coffee ранее основал эту компанию) и человека из руководства кофейной империи. В общей сложности Luckin Coffee, по данным WSJ, завысил объем корпоративных продаж на сумму в $210 млн.
Впрочем, в Luckin Coffee особенно и не заботились о том, чтобы заметать следы — многие компании, участвовавшие в схеме, были зарегистрированы с указанием почтовых адресов сотрудников Ucar или Car Inc (еще одна компания, которая была открыта основателем LK в прошлом), имели те же телефонные номера или адреса офисов.
Еще одной проблемой стал вывод средств из компании путём платежей ряду компаний, которые были указаны как поставщики сырья, но не существовали до апреля/мая 2019 года, то есть появились как раз накануне IPO. По данным китайских регуляторов, сомнительные транзакции с такими компаниями составили порядка $140 млн.
Полной картины схемы до сих пор нет, однако люди, знакомые с транзакциями, сообщили WSJ, что цикличность транзакций позволяла раздувать продажи с использованием очень небольшого капитала.
Стоит отметить, что еще в конце января Muddy Waters LLC, американская компания, специализирующаяся на продажах переоценённых акций и имеющая опыт в раскрытии финансовых махинаций китайских компаний, опубликовала тревожны отчёт. В нём она со ссылкой на анализ 11 000 часов видео трафика магазинов, 25 000 чеков клиентов и опрос 1500 человек, посещавших точки продаж Luckin Coffee, сообщила о том, что большая часть выручки кофейного бизнеса была сфабрикована. Однако тогда опровержения со стороны компании оказалось достаточно, чтобы инвесторы отказались снять розовые очки.
P.S. Раскрытие информации о махинациях дало повод Nasdaq 7 апреля приостановить торги акциями Luckin Coffee и послать компании уведомление о делистинге, который в LK намерены оспорить. После 6 недель перерыва биржа разрешила возобновить торги, но ничего хорошег инвесторам это не принесло: бумаги установили новый минимум в $1.33 и завершили пятницу в районе $2.16.