На рынке никогда не было недостатка в разнообразии прогнозов, любой найдет себе предсказание на свой вкус. У кого-то стакан наполовину пуст, и он смотрит на ситуацию сквозь «бычьи очки», кому-то все видится в «медвежьем свете». Но и тем и другим не повредит здоровая доля скептицизма, особенно с учетом того, что в пост-коронавирусная экономическая и финансовая обстановка таит много долгосрочных рисков для инвесторов и их портфелей.
В последнее время фондовый рынок активно восстанавливается после пандемии, что дает инвесторам повод для оптимизма. Европа в последнее время активно наращивает свои программы стимулирования. А американская экономика в мае неожиданно создала 2.5 млн новых рабочих мест, став еще одним поводом для оптимизма на рынке. Экономисты ожидали снижения на 7.5 млн. Устойчивое восстановление после шока, вызванного Covid-19, сыграет на руку покупателям рисковых активов, и разочарует тех, кто ориентировался на защитные портфели.
Обнадеживающие сигналы поступают со всего мира: во многих странах фондовые индексы постепенно начинают догонять S&P 500. Многие развивающиеся рынки тоже вздохнули свободнее, избавившись от удушающе сильного доллара и низких цен на сырье.
Куда после кризиса
Все прекрасно, но вместо того, чтобы расслабиться и получать удовольствие, инвесторам стоит задать себе пару неудобных вопросов. Действительно ли все эти вливания денег в финансовую систему могут возместить экономический ущерб, нанесенный пандемией; и не приведут ли долгосрочные последствия повсеместных карантинов к устойчивому росту инфляции.
Правительства и центральные банки разумно полагают, что запущенные ими программы помощи помогут преодолеть разрыв между выходом из карантина и последующим восстановлением. Нынешняя рецессия была вызвана внезапным резким прекращением деятельности, и больше всего пострадали самые незащищенные: низкооплачиваемые работники и малые предприятия.
Правительства влили в экономики беспрецедентно много денег, чтобы сгладить неприятные последствия, но мало кто задается вопросом, куда пошли все эти евро, доллары и фунты, и насколько они эффективны.
И что со всем этим делать инвесторам с диверсифицированными портфелями?
Кто пострадает от инфляции
Крис Уотлинг из Longview Economics утверждает, что эволюция условий кредитного рынка является критическим фактором, который долгосрочные инвесторы будут наблюдать в ближайшие месяцы. По его словам, он определит, двинется ли экономика США и мировая экономика в целом в направлении инфляционного бума, или устремится к дефляционному кризису.
Льготные условия кредитования поддержат лавину денег, которая в настоящее время ведет к явному расхождению между ценами на активы и состоянием экономики в целом. Низкие ставки по кредитам до поры хорошо влияют на доходность активов. Но растущие как снежный ком общественные беспорядки, усугубленные пандемией, могу вылиться в государственные политики, нацеленные на перераспределение благосостояния.
Компаниям будет труднее зарабатывать, если правительство поднимет налоги, и ужесточит регулирование, а инфляция устремится вверх. Это снизит доходность капитала. Портфельные управляющие, ориентированные на акции, могут утешиться тем, что на рынке облигаций все будет еще хуже, учитывая, что низкий процент по бумагам с фиксированной доходности почни не защищает от угрозы инфляции.
Кто боится дефляции
На данный момент условия кредитования ужесточаются, то есть банки применяют более ограничительный подход к кредитованию. Это значит, что первыми в расход пойдут слабые компании и те, кто процветал за счет неограниченного доступа к дешевым деньгам, например, строительная отрасль. В этом контексте актуальность приобретает дефляционная проблема, с которой сейчас столкнулись центральные банки, и которая перекрывает траекторию возможного экономического восстановления. Во время текущего восстановления акции компаний, зависимых от дешевых кредитов, росли примерно на 15% быстрее, чем общий индекс S&P 500. Но инвесторы уже опасаются дефляционного сценария, и это постепенно отражается на динамике рынка. Еще один признак нервозности — отставание мусорных облигаций от инвестиционных бумаг с высоким рейтингом.
Фискальный стимул сократит разрыв до определенного уровня, а проблемы малого бизнеса отразятся на экономике и нанесут ущерб крупным компаниям.
Инвесторы не верят рынку
Поддержка кредитных рынков центральными банками, безусловно, выиграла немного времени для компаний, имеющих низкие кредитные рейтинги, и тех, кто находятся на пороге понижения статуса. Но их сильная зависимость от долга оставляет им мало возможностей противостоять слабому восстановлению в течение следующих нескольких лет.
Призрак долгосрочного ущерба, нанесенного пандемией, объясняет, почему многие инвесторы не доверяют восстановлению на рынке акций, которое не учитывает, например, высокий уровень безработицы или стремительный рост сбережений со стороны бизнеса и потребителей.
Шамик Дар, главный экономист BNY Mellon Asset Management, с оптимизмом смотрит на перспективы более сильного восстановления мировой экономики, но тоже считает, что акции опережают основной макроэкономический сценарий. Поэтому, по его словам, имеет смысл покупать страховку для портфелей в форме суверенных облигаций, золота и других инструментов хеджирования, «учитывая, текущий баланс рисков».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Инвесторам стоит приготовиться к долгожданной инфляции