Пандемия коронавируса произвела большое впечатление на привыкших к стабильности американцев: на фоне локдауна экономики и падения доходов расходы резко сократились, а норма сбережений подскочила. Подобные изменения многими были восприняты как временное явление, однако ряд экспертов считает, что деформация моделей поведения потребителей может оказаться более значительной и долговременной, чем предполагается.
Исследование YouGov, проведенное для CreditCards.com в период с 17 по 19 июня, показало, что около 40% опрошенных взрослых американцев намерены сократить свои дискреционные расходы, в основном на походы в кинотеатры, спортивные и культурные мероприятия, бары и рестораны, а также фитнес — то, чего они были лишены в течение локдауна и без чего они сумели обойтись или найти альтернативу. В то же время респонденты в большинстве своем ожидают роста расходов на услуги по уходу за детьми и домом, а также готовы больше тратить на благотворительность, чем до пандемии.
Пока планы по сокращению расходов касаются тех сфер, где сложно выдерживать социальную дистанцию, однако и такие намерения не сулят ничего хорошего для экономики США. Примечательно, что исследование было проведено в самом начале второй волны заболеваний, когда надежды на быстрое восстановление экономики были сильны. Теперь, когда пандемия в штатах бушует сильнее, чем прежде, есть опасность более серьёзного пересмотра бюджетов домохозяйствами. Многие, кто временно лишился работы, на фоне заморозки процесса открытия экономики, а в ряде случаев и ужесточения карантинных мер, смотрят в будущее с куда меньшим оптимизмом.
Роберт Шиллер, американский экономист и лауреат нобелевской премии, отмечает, что шок от пандемии уже сказывается на приоритетах американцев.
«Нам больше не надо соответствовать Джонсонам», — отмечает он, обращая внимание на то, что культура потребления, когда надо было выглядеть лучше, чем соседи, иметь дом побольше и машину поновее, рискует уйти в прошлое.
Шиллер предупреждает, что вторая фаза пандемии может оказать куда более тяжелый психологический эффект на американцев, чем первая. В условиях инъекций со стороны ФРС и фискальных стимулов правительства рынок акций может продолжать свое победное шествие к новым максимумам, однако реальная экономика находится в совсем ином положении. Если первоначально кризис воспринимался как болезненное, но временное явление, то теперь, когда США не удалось повторить успех Китая, и число заражений COVID-19 превышает апрельские максимумы, будущее выглядит мрачным и полным неопределенности.
Надежды на V-образное восстановление экономики можно было назвать чересчур оптимистичными, однако такой оптимизм лучше, чем рост депрессивных настроений среди населения. По мнению Шиллера, есть большой риск того, что люди начнут ожидать длительного спада в экономике, а это грозит самореализующимся пророчеством: американцы начнут больше откладывать на чёрный день, спад потребления примет устойчивый характер, что подорвёт и без того пошатнувшиеся позиции бизнеса и запустит цикл ухудшение ситуации на рынке труда-спад потребления.
По теме:
Гэри Шиллинг: рынок акций, как и в 1930-е годы, недооценивает масштабы бедствия в экономике