Цены на нефть упали в начале сентября после того, как у трейдеров возникли опасения, что дальнейшая изоляция с целью замедления распространения коронавируса может помешать хрупкому восстановлению потребления. Но принц Салман ибн Абдул-Азиз не стремиться принимать новые меры по укреплению нефтяного рынка, заявив журналистам на прошлой неделе: «любой, кто думает, что услышит от меня хоть слово по поводу наших дальнейших действий, живет в мире грез».
Он только отметил, что рынок будет «нестабильным» в ближайшие месяцы, и что он заставит спекулянтов «понервничать». По мнению аналитиков, отсутствие ясности относительно дальнейшего движения рынка говорит о том, что крупнейший в мире экспортер нефти имеет целый ряд вариантов — от более строгого соблюдения рекордного сокращения поставок, ранее согласованного ОПЕК и ее союзниками, до еще более жестких ограничений по добыче.
Инвесторы хотят знать, изменит ли так называемая группа ОПЕК+ планы будущих поставок.
Нефть может снова упасть
Историческое сокращение на 9.7 млн баррелей в день, согласованное в апреле крупнейшими мировыми производителями — окончание ценовой войны с Россией, развязанной Саудовской Аравией, — впоследствии уменьшилось до 7.7 млн баррелей в день. А в январе 2021 года добыча еще больше увеличится в рамках постепенной отмены сокращений.
Теперь же вопрос в том, доведут ли они дело до конца. Нефть марки Brent, являющаяся международным эталоном, в конце августа поднялась выше $45 долларов по сравнению с $20 за баррель в апреле, чему способствовала сделка по сокращению поставок. Но затем цены снова стали падать.
Нефть подешевела в понедельник более чем на 2% до $42, и производители опасаются нового падения. Частичное возобновление изоляции в Европе и рост заболеваемости в таких крупных странах-потребителях, как Индия, вызывают беспокойство у представителей ОПЕК. Они также предупреждают, что запасы нефти и нефтепродуктов истощаются не так быстро, как предполагали прогнозы.
«Сейчас нам ничего не остается, как идти по тому же пути. Но нам, возможно, придется действовать в ближайшее время», — отметил один из представителей.
Как сообщает Международное энергетическое агентство, в апреле мировой спрос упал на треть по сравнению с докризисным уровнем в 100 млн баррелей в день, но затем он восстановился и теперь, как ожидается, составит в третьем квартале примерно 94 млн баррелей в день.
Восстановление проходит не без проблем
Тем не менее на прошлой неделе МЭА выделило несколько проблем: замедление закупок нефти Китаем и возобновление хранения нефти в море некоторыми крупнейшими мировыми нефтетрейдерами.
«Маловероятно, что неопределенность, возникшая из-за Covid-19, снизится», — говорится в сообщении Агентства, учитывая, что зима в северном полушарии осложняет прогнозирование распространения вируса. «Восстановление началось не во всем мире», — заявили официальные лица в министерском комитете ОПЕК+, контролирующем историческую сделку по сокращению поставок.
Они рекомендовали расширенной группе стран, включая Россию, принять «дальнейшие необходимые меры», если понадобится. Эксперты рынка считают, что эти варианты включают в себя отсрочку по увеличению поставок и введение дополнительных сокращений сверх установленных целевых показателей, как это сделали Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК в июне. Амрита Сен из консалтинговой компании Energy Aspects заявила, что Саудовская Аравия и ее партнеры «надеются на лучшее, но готовятся к худшему».
«В целом азиатский спрос — ключевое направление для ближневосточной нефти — растет, но потребление на Западе снижается. Поэтому трудно что-то предсказать», — отметила она.
Принц Абдул-Азиз пообещал на прошлой неделе действовать на опережение. В то же время Эр-Рияд пытается навести порядок в рядах ОПЕК, назвав список стран, которые якобы нарушили условия апрельской сделки по сокращению добычи.
Если королевству нужно будет убедить Россию — которая не хочет потерять долю рынка — снова ограничить добычу, разрешив таким странам, как ОАЭ, Ирак и Нигерия, превысить согласованные уровни производства, то, по мнению аналитиков, это ослабит его позиции.
«Если сейчас каждый участник выполнит свои обязательства по сокращению, у ОПЕК+ будет гораздо больше возможностей для корректировки политики, если в этом возникнет необходимость в будущем», — заявил Бассам Фаттух из Оксфордского института энергетических исследований.
Непредсказуемые факторы
В ближайшие месяцы могут возникнуть и другие непредвиденные обстоятельства. В Ливии повстанцы согласились снять восьмимесячную блокаду с нефтяных месторождений и портов, что позволит возобновить добычу и экспорт.
Президентские выборы в США, которые пройдут в ноябре, могут еще больше осложнить ситуацию. Президент Дональд Трамп заставил производителей сесть за стол переговоров в преддверии исторического апрельского соглашения. Победа кандидата от Демократической партии Джо Байдена может снизить политическое давление на производителей, чтобы поддержать рынок во время следующих официальных переговоров в конце этого года, считают экспертов.
Но учитывая волатильность на фондовых рынках из-за рисков для мировой экономики, связанных с пандемией, на первый план вышли проблемы спроса.
«Темпы восстановления нефтяного рынка замедлились, и Саудовская Аравия стремится скорректировать свою политику в случае необходимости, — заявил Джованни Стауново, аналитик по сырьевым рынкам в UBS Wealth Management. Мы не знаем, как будет меняться мир».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
По теме:
Ливия снова включилась в нефтяную игру
Barclays улучшил прогноз по нефти в 2020 г., но сохранил без изменений ожидания на 2021 г.