Резервуар для хранения водорода в японском порту Кобе, источник: Bloomberg
В японском порту Кобе расположился сферический резервуар, который вскоре поможет стране проложить дорогу в новое энергетическое будущее. Первую поставку водорода он должен принять в марте, и в ближайшие 30 лет Япония, которая является пятым крупнейшим загрязнителем атмосферы в мире, планирует экспоненциально увеличивать закупку этого топлива с нулевым выбросом, чтобы к 2050 году достичь углеродной нейтральности.
Этот исторический сдвиг в энергетике Японии потребует строительства армады специальных танкеров, прогнозирует Kawasaki Heavy Industries, которая владеет водородным резервуаром и является единственным в стране разработчиком инфраструктуры для использования этого топлива. Кроме того, это даст резкий стимул для развития молодой индустрии, которая, по оценкам BloombergNEF, будет к середине века удовлетворять около четверти мировой потребности в энергии.
«Водород является незаменимым элементом, который позволит Японии достичь углеродной нейтральности», - сообщил в интервью Bloomberg глава водородного проекта Kawasaki Heavy Industries Мотохико Нишимура. - «Одних только возобновляемых источников энергии не хватит для удовлетворения огромных потребностей страны».
Многие страны мира строят ветряные и солнечные электростанции в рамках отказа от использования ископаемого топлива, но в густонаселенной Японии сделать это непросто. Водород предлагает наибольшие возможности для перевода тяжелого транспорта, а также производства стали и цемента на чистое топливо, отмечает BloombergNEF.
Впрочем, переход на водород ставит перед людьми определенную дилемму, так как до сих пор его дешевле производить из ископаемого топлива, через из возобновляемых источников энергии. Несмотря на это ЕС и Южная Корея ставят на то, что со временем ситуация изменится благодаря снижению себестоимости солнечной и ветряной энергии.
Перевод 40% энергетики Японии на водород потребует инвестиций объемом $425 млрд, подсчитал старший менеджер Азиатской группы инвесторов по изменению климата (AIGCC) Шин Фуруно. Эти цифры он получил путем экстраполяции аналогичных расходов Южной Кореи, которая планирует потратить $136 млрд на перевод 20% своей энергетики на водород.
Японский проект по переходу на водород напоминает схожую программу, которая страна начала реализовывать 50 лет назад для развития индустрии сжиженного природного газа. За последние десятилетия Япония построила большую инфраструктуру для импорта СПГ и купила многочисленные ориентированные на него проекты.
«Переход на водород не займет десятилетия, как это произошло с СПГ», - прогнозирует исполнительный член совета директоров Siemens Energy Йохен Айкхольт. - «Но и за день этого не случится».
Kawasaki Heavy Industries активно включилась в работу. Компания создает глобальную цепочку поставок от производства водорода из бурого угля в Австралии и строительства танкеров до создания резервуаров и водородных электростанций.
Начало коммерческого использования водорода в Японии намечено на 2030 год, и к 2050 году объем его импорта в страну должен вырасти в 100 с лишним раз.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg
По теме:
Bloomberg: традиционной энергетике осталось спокойно жить всего 5 лет
МЭА: Солнце может стать главным источником электроэнергии в Европе уже через 5 лет
JPMorgan: борьба с изменением климата больно ударит по России и другим странам EM