На фото президент США Джо Байден. Источник: Milwaukee Journal Sentinel
Что важнее для акций — рыночная оценка или экономика? Это не абстрактный вопрос, а скорее суть спора между быками и медведями на фондовом рынке. В зависимости от ответа, можно определить, как выглядит тот или иной портфель, и считаете ли конкретный инвестор, что акции пойдут вверх, или их ждет серьезная коррекция — или что-то похуже.
Проблема в том, что этот спор, как правило, не учитывает сложность рынков. Как быстро восстановится экономика после пандемии? Переоценены или недооценены будущие доходы? Будут ли инвесторы по-прежнему с энтузиазмом относиться к акциям после их подорожания? Эти споры — просто замаскированные догадки по поводу того, как будет выглядеть мир в течение следующих 12 месяцев при администрации Байдена, в том числе по поводу того, скажется ли повышение экономической активности и корпоративных доходов на рыночных ценах.
Бычий настрой сейчас в основном обусловлен циклическими и одномоментными причинами, хотя есть и другие данные, подтверждающие эту точку зрения. Вот факторы, которые повлияют на рынки в 2021 году:
Перезагрузка рынка
Что происходит, когда рынки падают на 30% или больше? До прошлого года было только пять примеров, начиная с 1950 года, когда индекс S&P 500 падал так сильно: 1970, 1974, 1987, 2001 и 2008. В среднем в последующий пятилетний период после обвала на 30% доходность примерно на 90 базисных пунктов выше, чем в среднем за любой пятилетний период.
Следует оговориться, что таких примеров слишком мало, чтобы делать выводы. Тем не менее, это напоминает 1987 год, когда рынки рухнули не из-за экономических спадов, а из-за проблем со страхованием портфелей и неповоротливой инфраструктуры Нью-Йоркской фондовой биржи с ручным управлением. Эти внешние эффекты напоминают 2020 год, когда рынки пострадали из-за внешнего биологического воздействия.
Стимулы 2020 года
Насколько помог экономике закон «Об оказании помощи и экономической безопасности в связи с распространением коронавирусной инфекции»? Закон, подписанный 27 марта 2020 года, включал прямые стимулы для физических лиц, а также малого и крупного бизнеса в размере $2.2 трлн. Пакет помощи был не только намного больше, чем реакция на финансовый кризис 2008-09 гг., но и был принят примерно через восемь месяцев — гораздо быстрее, чем предыдущие стимулы.
Это вызвало масштабную реакцию в экономике, в результате чего совокупный доход американцев после уплаты налогов вырос более чем на $1 трлн. С марта по ноябрь 2020 года объем долларов вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Личные доходы населения увеличились, как и размер сбережений. Задолженность по кредитам резко сократилась и в настоящее время является одной из самых низких в истории. А розничные продажи не только восстановились, но и подскочили выше докоронавирусного уровня.
Фискальные меры, принятые Конгрессом, не только позволили предотвратить еще одну Великую депрессию, но и подтвердили, что Джон Мейнард Кейнс был прав.
Стимулы 2021 года
Успех кейнсианских мер в борьбе с кризисом Covid-19, скорее всего, определит политику администрации Байдена. Он настаивает на пакете помощи в размере $1.9 трлн, возможно, в дополнение к временному карантину и вводу общенационального масочного режима. Но это только начало. После забвения в течение нескольких десятилетий, вероятно, произойдет масштабное обновление национальной инфраструктуры. Хотелось бы надеяться, что новая администрация использует 50 — или даже 100-летние облигации, чтобы зафиксировать сегодняшние сверхнизкие ставки.
И это будет не просто ремонт дорог, магистралей, мостов, туннелей и аэропортов. Возможно, также будут реализованы такие проекты, как «умная дорога» и радары для беспилотных автомобилей. Это реальное будущее, вопрос только в том, как скоро оно наступит. Некоторые из этих проектов станут частью «Зеленого Нового курса», включая налоговые льготы для солнечных/ветровых установок, электромобилей и экологичного строительства, а также, возможно, расширение сети зарядных станций для электромобилей.
Расширение стимулов
Также вероятно значительное расширение Закона о защите пациентов и доступном здравоохранении — Obamacare. Включение в систему здравоохранения еще 35 млн потребителей, которые делают страховые взносы, пошло на пользу больницам, фармацевтическим фирмам и медицинским работникам. Сектор здравоохранения начинал расти каждый раз, когда программе Obamacare удавалось пережить очередное решение Верховного суда. Увеличение числа застрахованных еще на 25 млн человек будет способствовать дальнейшему развитию этого сектора, который составляет значительную часть розничных продаж.
Налоги
Все эти программы будут влиять на экономику в течение многих лет, а не только месяцев. В ближайшие пять-десять лет расходы составят от $5 трлн до $8 трлн. Но они будут компенсированы за счет повышения подоходного налога для тех, кто зарабатывает более $400 000. Ожидается, что максимальная ставка налога будет выше на несколько процентных пунктов.
Ставка налога на корпорации, скорее всего, вырастет еще больше, примерно до 28%. Основной вопрос — альтернативный минимальный корпоративный налог. По предположительным оценкам, он составляет около 12% для таких компаний, как Apple и Facebook, которые, несмотря на огромную прибыль, почти не платят налогов. Несомненно, даже несмотря на более высокие налоги, нужен масштабный, многолетний план стимулирования.
На рынки и государство, на долю которого приходится от 20% до 25% экономики, влияют многие факторы. Если в 2021 году будет больше стимулов, чем в 2020-м, то они должны просочиться и в компании, увеличив их доходы и прибыль. Самый большой вопрос заключается в том, какая часть роста этого года уже была учтена в ходе прошлогоднего ралли.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Рынок акций США достиг опасной зоны, которая раньше приводила к обвалам
Поддерживаемая Йеллен политика вызывает долгосрочные опасения