Игры в кошки-мышки, чтобы избежать обнаружения и санкций, включают перегрузку с корабля на корабль, подставные компании и подавление спутниковых сигналов. Но есть и другой аспект этой схемы. Он предполагает добавление в нефть химических присадок и изменение ее названия в документах с целью продажи под видом совершенно другой нефти без каких-либо следов венесуэльского происхождения.
Счета-фактуры и электронные письма, изученные Bloomberg, показывают, на что готовы некоторые трейдеры, чтобы скрыть происхождение нефти и доставить ее в Азию. При этом китайские нефтеперерабатывающие заводы стали жизненно важными для пострадавшей нефтяной промышленности Венесуэлы. Безусловно, американские чиновники не могут запретить китайским или другим международным компаниям покупать венесуэльскую нефть. Однако они могут оказывать на них финансовое давление, запретив вести дела с американскими компаниями. Вот почему принимаются такие изощренные меры, чтобы скрыть происхождение сырой нефти.
Тем не менее, по словам Скотта Моделла, директора Rapidan Energy Advisors LLC, трудно обеспечить соблюдение американского эмбарго.
«Существует так много способов обойти санкции, — отметил он. — Многие люди готовы пойти на риск, потому что на этом можно заработать огромные деньги».
Согласно документам, нефть, загруженная в Венесуэле, например, Hamaca, смешивается с химическими добавками у берегов Сингапура и поставляется на рынок под новым названием, например, Singma или просто битумная смесь. Базирующаяся в Женеве компания Swissoil Trading SA совершала сделки, действуя от имени мексиканского нефтетрейдера Libre Abordo SA, который в июне подпал под американские санкции из-за покупки венесуэльской нефти.
В одном из писем, с которым удалось ознакомиться Bloomberg, трейдер Swissoil, торговавший Singma, призвал коллегу нарушить стандартную отраслевую практику и не размещать на танкере первоначальные документы на погрузку.
«Перевозить оригинал коносамента на борту судна — это безумие, не делайте этого, — предупредил трейдер. — Вы не понимаете, во что ввязываетесь».
Отвечая на вопросы, адвокат Swissoil заявил: «Swissoil Trading SA не продавала и не продает нефть из Венесуэлы». Согласно документам, Swissoil продала 11.3 млн баррелей венесуэльской нефти, которые были поставлены в Китай в прошлом году под другим названием.
По данным таможни, эти документы — лишь вершина айсберга, так как подобные схемы используют и другие компании. Официально Китай не импортирует венесуэльскую нефть с сентября 2019 года, в то время как закупки из Малайзии в 2020 году достигли максимума с 2004 года. Однако более половины экспорта венесуэльской нефти в прошлом году было отправлено в Китай. К декабрю же на долю Китая приходился весь нефтяной экспорт страны.
Импорт из Малайзии вырос до 16-летних максимумов, из Венесуэлы - упал до нуля
Источник: Bloomberg
Лишь один пример
В апреле прошлого года у берегов Малайзии на судно Celestial была перегружена венесуэльская нефть с другого судна. Затем оно отправилось в место в нескольких милях от сингапурского побережья. Там на борт было погружено 30 контейнеров с химическими добавками стоимостью $233 000. Все они были оплачены компанией Swissoil.
«Господа, это плата за присадки, — написал сотрудник Swissoil в ходе переписки с Libre Abordo, компанией, которая первоначально загрузила судно в Венесуэле. — Я уверен, что эти ребята нам понадобятся в будущем, пожалуйста, проследите, чтобы им быстро заплатили».
После того как судно Celestial снялось с якоря, груз получил название Singma Blend, производное от Сингапура и Малайзии. Singma и Hamaca имеют практически одинаковый химический состав. Через месяц после подобных манипуляций Swissoil продала нефть гонконгской компании Dayuan Import & Export Co Ltd., посреднику Китая. В электронных письмах между компаниями отсутствуют данные о происхождении нефти из Венесуэлы.
Добавление присадок в нефть не является незаконным. Данная процедура используется, чтобы привести нефть в соответствие с определенными химическими спецификациями в рамках договорных обязательств или же для удаления примесей. Тем не менее, запрещено скрывать место происхождения нефти и переименовывать ее. Но по данным Bloomberg, на борту не было исходных документов, которые могли бы идентифицировать происхождение нефти.
В одном из сообщений трейдер Swissoil подчеркнул: «Пожалуйста, убедитесь, что на судне нет оригиналов. На борту не должно быть никаких оригиналов, учитывая происхождение груза...».
19 января Министерство финансов США ввело санкции против Swissoil и ее топ-менеджера Филиппа Апикяна, среди прочих трейдеров, за ведение бизнеса с Венесуэлой. Компания не ответила на запросы о комментариях после внесения в черный список. Министерство торговли и Главное таможенное управление Китая никак не прокомментировали статью Bloomberg.
Компании Libre Abordo, которая в мае подала заявление о банкротстве, и гонконгская компания Dayuan также проигнорировали подобные просьбы. Представитель Министерства финансов США не стал вдаваться в подробности истории, сказав лишь, что санкционная политика оказалась эффективной и будет по-прежнему использоваться для давления на президента Николаса Мадуро.
Венесуэльская нефть все также востребована
В мире полно легкой нефти благодаря американской сланцевой промышленности. Однако из-за санкций в отношении Венесуэлы и Ирана тяжелой нефти стало значительно меньше.
Китайская национальная нефтяная компания, China National Petroleum Corp., прекратила прямые закупки у венесуэльских нефтетрейдеров. Но венесуэльская нефть по-прежнему остается очень привлекательной, особенно для компаний, которые напрямую не связаны с США. Перерабатывать смолистую венесуэльскую нефть могут только специальные нефтеперерабатывающие установки (установки коксования), при этом самые большие в мире мощности по коксованию после США имеет Китай.
Вашингтон ввел масштабные санкции против Petroleos de Venezuela SA в начале 2019 года, что привело к обвалу продаж компании до 71-летнего минимума и подорвало денежные потоки в Каракас. Но смолистая нефть, которую добывает Венесуэла, по-прежнему пользуется спросом. По данным Bloomberg, только в ноябре Венесуэла экспортировала 15 млн баррелей нефти на сумму около $660 млн.
«Мадуро нужны все деньги, которые можно получить, чтобы финансировать военный аппарат, который защищает режим», — считает Диего Мойя-Окампос, консультант по политическим рискам в IHS Markit в Лондоне.
После того как Джо Байден сменил Дональда Трампа на посту президента США, экспорт венесуэльской нефти может несколько оживиться. Мойя-Окампос также добавил, что чиновники Байдена могут ослабить недавние ограничения в отношении так называемых свопов на топливо, когда компании продают бензин PDVSA в обмен на нефть.
«Я бы сказал, что в ближайшем будущем на рынке появится больше венесуэльской нефти», — отметил он.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Экспорт нефти из Венесуэлы вырос почти втрое, несмотря на новые санкции США
Кто скупает венесуэльскую нефть на миллионы долларов
Китай удвоил импорт нефти из Ирана накануне инаугурации Байдена