Возможно, канадцы надеялись, что с новым президентом в США дела пойдут веселее. Однако в одном они уже точно ошиблись. Одним из первых решений Джо Байдена в президентском кресле стала отмена разрешения на работу нефтепровода Keystone XL.
Этот шаг не был неожиданностью, но тем не менее встревожил национальных и провинциальных лидеров к северу от границы. Он переложил на их плечи проблему, которая десятилетиями преследовала нефтегазовую промышленность провинции Альберта: как доставить то, что они производят, на международные рынки. В Альберте добывается почти вся канадская нефть, и если регион не сможет создать собственную экспортную систему, все эти природные богатства так и останутся достоянием земли.
Альберту сгубила жадностьУ этой задачи сразу несколько переменных. включая географические и политические.
Альберта не имеет выхода к морю. В этом смысле он мало отличается от Азербайджана или Казахстана в Центральной Азии или Уганды в Центральной Африке. Хотя не все территории между месторождениями нефтеносных песков и открытым морем принадлежат иностранным государствам, их разделяют другие федеральные единицы Канады. А соседи Альберты не разделяют ее энтузиазма по поводу углеводородов.
Западное побережье Канады могла бы стать наиболее очевидной отправной точкой для экспорта нефти и сжиженного природного газа на азиатские рынки. Но жесткая оппозиция в Британской Колумбии помешала производителям нефти и газа Альберты в полной мере воспользоваться этой возможностью. И к сожалению, политики Альберты отказались мотивировать соседние провинции на помощь.
В 2012 году Тед Мортон, тогдашний министр энергетики Альберты, на конференции, организованной Канадским институтом энергетических исследований, заявил, что нефтепроводы к тихоокеанскому побережью имеют национальное значение, поэтому ответственность за их строительство лежит на федеральном правительстве Оттавы, а не на властях провинции Эдмонтон. Более того, он сказал, что Альберта не будет делиться своими гонорарами за нефть и газ с Британской Колумбией для облегчения транзитных соглашений. Каждый цент останется в Альберте.
Весьма недальновидный подход. Если экономика Альберты зависит от добычи и экспорта углеводородов, то правительству провинции следовало бы делать все возможное, чтобы облегчить выход продукта на рынок. И все же Альберта оказалась не готова предложить Британской Колумбии что-то взамен усилий по созданию нефтепровода.
В хороший транзит надо вкладываться
Несколькими годами ранее Пол Стивенс из Университета Данди в Шотландии представил список критериев того, что делает «хорошую» транзитную страну или, в случае Альберты, хорошей транзитной провинцией. Они связаны со способностью территории привлекать инвестиции и извлекать требовать плату с пользователей нефтепровода, когда он будет запущен в эксплуатацию. I’ve summarized them in the table below.
Британская Колумбия удовлетворяет многим из этих критериев. Но большая проблема для потенциальных экспортеров Альберта заключается в том, что многие жители западных соседей просто не хотят, чтобы их провинция, украшенная горами лесами и нетронутой береговой линией, стала местом расположения нефте- и газопроводов, от которых они будут получать мало пользы. Особенно с учетом экологических рисков.
Альтернативные экспортные пути через восточное побережье Канады столкнулись с аналогичными препятствиями, а также с гораздо большими расстояниями, которые нужно было преодолеть.
Это означало, что последней реальной надеждой Альберты было расширение трубопроводов на юг для транспортировки канадской нефти на американские нефтеперерабатывающие предприятия и экспортные терминалы на побережье Персидского залива. Но этот маршрут еще меньше подходит под описание «хорошей транзитной страны», чем Альберта. Но и он теперь перекрыт.
Экологи стоят насмерть
Сопротивление экологов кажется непреодолимым, даже если через четыре года к власти вернутся сторонники нефти, будет слишком поздно. Неважно, что производители Альберты уменьшили углеродный след добычи нефти и газа. Реальные выбросы происходят не здесь. Они происходят при сжигании конечных продуктов, таким образом, политики, способствующие наращиванию добычи, не укладываются в постуглеводородную картину миру, которую разделяет не только Байден, но и правительства и инвесторы во всем мире.
Даже без учета Keystone XL брокеры Tudor Pickering Holt & Co. считают, что будущий прирост пропускной способности трубопроводов «значительно опережает» поставки новой нефти из Западной Канады. Звучит парадоксально, но во многом это связано с тем, что планы Альберты по наращиванию добычи нефти в Альберте рухнули из-за высоких затрат, низких цен на нефть и экологических проблем.
Альберта сама виновата в своих неприятностях. Если бы десять лет назад, когда людей все еще беспокоила нехватка нефти, ее лидеры были бы готовы поделиться своими прибылями, они получили бы свои нефтепроводы. А теперь им придется столкнуться с постнефтяным будущим раньше, чем хотелось бы.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Китай контрабандой импортирует нефть в обход американских санкций против Венесуэлы
Rystad: мировой спрос на нефть снизился на 1,76 млн б/д из-за новых ограничений в Европе