Источник: Bloomberg
Из-за смертельного коронавируса нефтяная промышленность погрузилась в сильнейший кризис в истории. Спрос на топливо упал на одну пятую, цены опустились ниже нуля, производители были вынуждены изо всех сил бороться за покупателей, а в резервуары по всему миру хлынули избытки нефти, превысившие миллиард баррелей. Тем не менее, нефть восстала из пепла.
В понедельник фьючерсы подскочили на Лондонской бирже до годового максимума выше $60 за баррель, поскольку уровень потребления в Китае превысил докоронавирусный уровень, распространение вакцин вселяет уверенность, а ОПЕК и ее союзники жестко контролируют объемы поставок.
Поскольку в западных экономиках сохраняется высокий уровень заболеваемости и вводятся карантины, спрос на транспортное топливо — особенно в авиации — остается низким. Однако подскочил спрос на нефтепродукты, которые используются для обслуживания общества, например, для заправки судов, производства пластмассы и работы обогревателей.
«Восстановление идет более быстрыми темпами, чем предполагалось, — считает Эд Морс, глава отдела исследования сырьевых товаров Citigroup Inc. — Восстановление спроса будет впечатляющим. Запасы сокращаются намного быстрее, чем многие думали».
Внезапный разворот — это спасение для целого ряда производителей. После ужасного года у нефтяных гигантов, таких как Exxon Mobil Corp. и BP Plc, снова появилась надежда. А для таких стран, как Ирак и Ангола, которые обратились за помощью к Международному валютному фонду для борьбы с экономическими кризисами, это настоящий спасательный круг. Даже более богатые экспортеры, такие как Саудовская Аравия, считают, что дополнительный доход имеет решающее значение.
Сокращение запасов
Самый убедительный признак восстановления является и самым запутанным: это ценовая структура, известная как бэквордация. Краткосрочные фьючерсные контракты обеспечивают более высокую премию по сравнению с последующими месяцами, что свидетельствует о быстром сокращении запасов с немедленной поставкой. Нефтетрейдеры пристально следят за таким показателем, как разница между декабрьскими контрактами на поставку североморской нефти марки Brent и контрактами с поставкой через год, который достиг двухлетнего максимума в $2.84 за баррель.
Это сигнал для нефтеперерабатывающих компаний проверить огромные запасы, которые накопились во время сильнейшего обвала спроса в прошлом году. Запасы сокращаются повсюду, от крупных складов в США, Китае и Объединенных Арабских Эмиратах до танкерного флота, который использовался для хранения запасов в море.
По оценкам Международного энергетического агентства, после того как Организация стран-экспортеров нефти и ее партнеры в мае существенно сократили добычу, мировые запасы сократились примерно на 300 млн баррелей. По прогнозам картеля, в этом квартале он израсходует еще 82 млн баррелей, что к августу сократит запасы в промышленно развитых странах до среднего уровня за пять лет. Раздутые запасы давят на стоимость нефти, поэтому устранение этого избытка может способствовать дальнейшему восстановлению.
«Мы расходуем запасы», — заявил Бен Лакок, соруководитель отдела торговли нефтью в Trafigura Group в Женеве. Цены восстановились в значительной степени и «могут показать хорошую динамику летом как в отношении нефти, так и продуктов».
Восстановление в Азии
Одной из движущих сил этого стремительного разворота является рост потребления нефти, особенно в Азии.
«Китай не только пережил V-образное восстановление, но и фактически возобновил устойчивый рост, — заявил на прошлой неделе в интервью Bloomberg генеральный директор Royal Dutch Shell Plc Бен ван Берден. — Мы с большим оптимизмом смотрим на происходящее в Китае».
Успех крупнейшего в мире импортера нефти в борьбе с коронавирусом позволил быстро возобновить экономическую активность. Правительственные данные показали рекордное сокращение запасов в декабре по мере увеличения объемов переработки.
Жажда нефти
Источник: Bloomberg
В Индии потребление топлива постепенно вернулось к нормальному уровню, поскольку из-за распространения коронавируса люди стали использовать больше бензина и топлива для приготовления пищи. По предварительным данным Министерства нефти, в целом в декабре спрос на нефтепродукты в стране был на 1.4% ниже, чем год назад.
Перевозки
Устойчивость Азии — это только один из катализаторов восстановления нефти. При этом не стоит забывать о менее очевидных движущих факторах, которые можно вкратце охарактеризовать, как перевозки, химические продукты и холода.
Вместо праздников и походов в ресторан потребители тратят деньги на физические товары. А это предполагает доставку коробок по всей планете, что стимулирует спрос на дизельное топливо для заправки судов, грузовиков и грузовых поездов.
Логистическая компания United Parcel Service Inc., чьим крупнейшим клиентом является Amazon.com Inc., заявила, что зафиксировала почти беспрецедентный сезонный пик. Прибыль от производства дизельного топлива в США достигла максимума за девять месяцев около $15 за баррель.
«Дизель демонстрирует отличные показатели, — отметил Морс из Citigroup. — Во многих частях мира спрос на грузовые перевозки вырос, и это неотъемлемая часть пандемии, так как люди перестают совершать покупки в розничных магазинах и начинают покупать из дома».
Бум электронной коммерции способствует росту и других углеводородов. Упаковка, необходимая для доставки товаров, повышает спрос на лигроин, используемый в пластмассах. Этот нефтепродукт, который обычно торгуется со скидкой по сравнению с Brent, достиг премии в размере 30 центов за баррель. По данным DV Trading, это самый большой показатель в сезонном выражении по крайней мере за пять лет.
Такие химические гиганты, как Dow Inc. и BASF SE, сообщили о рекордной прибыли на фоне подъема пластиковой промышленности, тогда как НПЗ, такие как австрийская OMV AG, также наблюдают устойчивый спрос.
Похолодание
Кроме того, этой зимой фиксируется аномально холодная погода, включая минусовые температуры в Азии и сильную метель в Нью-Йорке.
По данным Goldman Sachs Group Inc., из-за холодов мировой спрос на нефть вырос на 1 млн баррелей в день, поскольку резкий рост цен на природный газ заставил потребителей перейти на дизельные генераторы для выработки электроэнергии. Это также стимулирует покупку пропана, используемого в обогревателях, которые получили широкое распространение за пределами баров и ресторанов в некоторых частях США, где питание в помещениях запрещено.
Многие сегменты рынка восстанавливаются, но не полностью.
Как отметил Бен ван Берден из Shell, мировое потребление нефти по-прежнему примерно на 5-7% ниже по сравнению с прошлым годом. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, это в основном связано с продолжающимся снижением спроса на авиатопливо, при этом по состоянию на декабрь пассажиропоток был на 70% ниже, чем год назад.
Восстановление потребления тормозится даже в Китае, поскольку новые вспышки заболевания приводят к карантинам, а правительство ограничивает поездки, которые обычно совершаются во время Китайского Нового года. Из-за сбоев в распространении вакцин по всему миру и риска более опасных мутаций вируса усиливаются опасения по поводу нового спада на рынке.
По словам Амриты Сен, главного аналитика по рынку нефти в Energy Aspects Ltd., существует «множество неопределенных факторов вокруг спроса».
ОПЕК+
Однако эти опасения в значительной степени компенсируются другим важным фактором восстановления рынка — масштабным сокращением поставок, инициированным альянсом ОПЕК+, который включает 23 страны.
Первоначальная реакция картеля на коронавирус только усугубила кризис на нефтяном рынке. В марте прошлого года между Саудовской Аравией и Россией вспыхнули серьезные разногласия, которые вылились в жестокую ценовую войну, продлившуюся несколько недель. Но когда потери стали очевидны, они объединились и сократили добычу на 10 млн баррелей в день или около 10% мировых поставок.
В августе ОПЕК+ вернула часть нефти на рынок, но сейчас альянс явно намерен ускорить процесс ликвидации излишков запасов. Прежде чем рассмотреть вопрос о постепенной отмене сокращений, добыча будет примерно на 7 млн баррелей в день меньше еще в течение двух месяцев. Тем временем саудиты дополнительно сократят добычу на 1 млн баррелей в день в феврале и марте, чтобы подстегнуть восстановление.
«Мы видим, что рынок по-прежнему балансирует между разрушенным спросом из-за Covid, и способностью ОПЕК управлять сокращением предложения», — заявил Турбьерн Тернквист, председатель и генеральный директор компании Gunvor Group Ltd. в Женеве.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Рынок нефти бежит впереди паровоза — Vitol
Цены на нефть застрянут на подходе к $60 — глава Gunvor Group