Объем поставок нефти значительно меньше — всего 93.6 млн баррелей в сутки, при этом дефицит нефти и нефтепродуктов составляет 3.1 млн баррелей в сутки. По историческим меркам, постоянная нехватка на рынке в районе 3 млн баррелей в сутки — это много. В таких условиях цены, скорее всего, будут расти.
По мнению EIA, спрос продолжит восстанавливаться уверенными темпами к середине года, а в июле потребление достигнет уже 98.2 млн баррелей в сутки (но это все же меньше «нормального» уровня примерно на 4 млн баррелей в сутки). Этот постепенно нарастающий спрос, по сути, формируют два источника — Бразилия и ОПЕК. Можно было бы принять рост добычи нефти в Бразилии как данность, допустив, что сроки могут сдвинуться на один или два месяца. Принципиальный вопрос связан с намерениями ОПЕК.
EIA использует модель, управляемую объемом (или спросом), которая подразумевает, что ОПЕК будет инертно увеличивать добычу для удовлетворения спроса и тем самым поддерживать низкие цены на нефть. Но зачем ОПЕК делать это? Если бы ОПЕК просто поддерживала текущий уровень добычи, то к середине года в мире не хватало бы 3.5 млн баррелей в сутки, а это очень много — дефицит на уровне 3.6% мирового потребления. Это привело бы к быстрому истощению избыточных запасов, превратив цены на нефть в связующее звено между спросом и предложением на фоне укрепления и роста динамики мировой экономики по мере завершения пандемии. Иными словами, в ближайшие месяцы потребители будут готовы конкурировать за доступную нефть, и это должно резко подтолкнуть цены вверх.
Новые рекорды
Здесь стоит сделать несколько важных замечаний и предостережений. Часто операторам приходится брать на себя обязательства по добыче, прежде чем они узнают цену. В данном случае ОПЕК может не вмешиваться в рост цен и добавлять баррели по своему усмотрению. Это позволяет ОПЕК усилить контроль и гибкость в отношении цен на нефть. Несомненно, ей выгодны более высокие цены на нефть, но, если ОПЕК посчитает, что рынок перегревается, она добавит на рынок баррели в довольно короткие сроки. При этом картель, возможно, попытается протолкнуть цены к более высоким уровням.
И конечно, не стоит забывать о запутанной ближневосточной политике. Сложные отношения между Ираном, Саудовской Аравией и США могут привести к неожиданным последствиям. Если бы Тегеран действовал хладнокровнее, он, вероятно, мог бы быстро заставить США вернуться к какой-то сделке, тем самым увеличив экспорт нефти из Ирана и снизив цены на нефть. С другой стороны, нападение хуситов на саудовские нефтехранилища в порту Рас-Таннура может подтолкнуть саудовцев обратно к США и побудить королевство удерживать более низкие цены на нефть, чтобы добиться расположения администрации Байдена.
Трудно понять, как можно добиться равновесия. Тем не менее сейчас у ОПЕК есть отличная возможность заработать реальные деньги в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Было бы глупо упустить такую возможность.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства OilPrice
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Гигантские нефтяные танкеры теряют по $6 779 в день из-за ОПЕК
Крупнейший нефтетрейдер уверен, что ОПЕК контролирует рынок
Цена барреля Brent поднялась выше 71 доллара из-за атаки энергообъекта в Саудовской Аравии