Шестьдесят пять лет назад дальнобойщик из Северной Каролины по имени Малком Маклин стал пионером контейнерных перевозок, запустив глобальную торговую систему, которая помогла миллионам людей выбраться из нищеты и породила поколение американских покупателей, ориентированных на скидки. Сегодня коробки оказались в центре мировой транспортной головоломки, поскольку нехватка контейнеров в некоторых точках нарушила цепочки поставок, остановила автомобильные заводы и привела к росту затрат, нанося удар по компаниям и потребителям. В то же время нелепая авария с участием гигантского контейнеровоза заблокировала Суэцкий канал в конце марта, нарушив движение по жизненно важному морскому торговому пути. Почему же система, хорошо приспособленная к перемещению огромного количества товаров, так медленно адаптировалась?
1. Что спровоцировало проблему?
Проще говоря, в самых востребованных местах объем предложения контейнеров значительно отстал от спроса. По данным онлайн-платформы Container xChange, базирующейся в немецком Гамбурге, в мире используются 25 миллионов контейнеров, которые совершают 170 миллионов поездок в год, плюс еще 55 миллионов перевозок уже пустых контейнеров на обратных рейсах или с целью корректировки с учетом спроса. Обычно система работает хорошо, но может дать сбой, пытаясь приспособиться к внезапным, непредсказуемым ударам. Взять, к примеру, пандемию 2020 года, когда даже самые совершенные модели экономических рисков оказались бесполезны.
2. Почему система вышла из строя?
Когда во второй половине 2020 года спрос на товары стал восстанавливаться сильнее, чем ожидалось, разные темпы восстановления во всем мире привели к дефициту контейнеров на пути между Китаем и США, забив одну из основных транспортных артерий. Это привело к задержкам в американских портах, на автобазах и железнодорожных узлах, которые обрабатывают интермодальные грузы. Из-за отсутствия портовых рабочих по причине болезни и нехватки дальнобойщиков, проблемы возникли и на суше. К началу 2021 года система была близка к критической точке, и сбои распространились на другие регионы, включая Европу. Главное, что нужно запомнить: большинство ставок, которые крупные компании платят за доставку, прописаны в ежегодных контрактах с перевозчиками, и это не волатильные текущие курсы, оказавшиеся в центре внимания прессы. Эти сборы не включают премии, которые сейчас весьма распространены для обеспечения более надежных услуг, таких как гарантированная загрузка. Кризис усилился после того, как 23 марта в Суэцком канале сел на мель 200 000-тонный контейнеровоз Ever Given, в результате чего маршрут был перекрыт в обоих направлениях, а другим судам пришлось либо ждать его освобождения, либо делать крюк вокруг ЮАР.
3. Почему система не смогла быстро адаптироваться?
Она стала менее гибкой из-за консолидации отрасли и не может своевременно реагировать на колебания спроса. При этом она стала более быстрой и унифицированной в плане сокращения мощностей и, как следствие, сохранения высоких ставок. Около половины контейнеров в мире принадлежат 10 крупным судоходным компаниям, а остальные сдаются в аренду перевозчикам лизинговыми компаниями или принадлежат экспедиторам или другим грузоотправителям. Перевозчики — смесь публичных, частных и государственных фирм, в основном базирующихся в Азии и Европе, — курсируют по маршрутам по фиксированным расписаниям, которые составляются с учетом расстановки рыночных сил, обрабатывая около 90% мировой торговли товарами. После сокращения производственных мощностей в течение многих лет и создания альянсов для повышения эффективности такие компании, как A. P. Moller-Maersk A/S, теперь получают почти рекордную прибыль за последние годы. Но эти сделки также вызвали опасения по поводу концентрации, которая вредит конкуренции. Вокруг перевозчиков также возникли споры из-за того, что они возвращают в Азию пустые контейнеры, не заполненные американским экспортом, поскольку восточный маршрут настолько прибыльный. Федеральная морская комиссия США проводит расследование.
4. Кто оплачивает возросшие расходы?
Морские перевозки, как и любые другие расходы, оплачивают компании. Иногда они самостоятельно покрывают издержки, иногда перекладывают на клиентов в виде надбавок за доставку или более высоких цен. Конечно, даже при таких высоких тарифах на доставку это все равно относительно дешевый способ перемещения товаров. Если несколько лет назад отправить контейнер с 1000 телевизоров через Тихий океан стоило $1500 долларов, то удельная стоимость одного телевизора составляла $1.50. В случае повышения контейнерной ставки втрое, как в начале 2021 года, стоимости единицы товара в размере $4.50, скорее всего, будет недостаточно, чтобы отпугнуть потребителей. Федеральная резервная система США отметила рост транспортных расходов в январском экономическом обзоре в рамках Бежевой книги.
5. Как долго будут сохраняться ограничения?
По данным McKinsey & Co, стоимость доставки товаров через мировой океан может оставаться высокой в течение года или более, поскольку потребительский спрос остается высоким, а и без того ограниченное предложение мощностей для перемещения грузов оценивается с надбавкой. Легко понять почему это происходит, глядя на побережье Южной Калифорнии. В конце марта число стоящих на якоре контейнеровозов, ожидающих захода в порты Лонг-Бич и Лос-Анджелес, достигло 29, при среднем времени ожидания более недели. В прошлом году из-за пандемии были отменены десятки рейсов. Ларс Йенсен, директор SeaIntelligence Consulting, заявил в ходе вебинара 26 января, что некоторые рейсы были отменены из-за «производственной необходимости» на фоне таких проблем, как перегруженность портов, а не из-за желания перевозчиков снизить мощность во время кризиса. Соответственно, если корабли продолжат работать на полную мощность, а маршруты останутся перегруженными, транспортные проблемы могут затянуться, а ставки останутся высокими еще несколько месяцев.
6. Экспертное мнение
Как и в большинстве отраслей, в судоходстве существует свой профессиональный язык. Вот список, который поможет пользователям разобраться с терминами:
МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ: контейнерные судоходные компании, также называемые транспортными компаниями или перевозчиками.
АЛЬЯНСЫ: Крупнейшие транспортные компании создают альянсы, аналогичные соглашениям авиакомпаний о совместной эксплуатации судов, чтобы расширить охват, обмениваться судами и максимально увеличить пропускную способность.
ГРУЗООТПРАВИТЕЛИ: Не путать с контейнерными перевозчиками, грузоотправители — это компании, которые импортируют или экспортируют товары. Это их груз перевозят транспортные компании. Например, Walmart Inc.
ЭКСПЕДИТОРЫ: Агенты, которые заключают контракты с перевозчиками на транспортировку товаров от имени компаний.
TEU: Сокращение, используемое для обозначения стандартного 20-футового контейнера, а также стандартная единица используемая для характеристики вместимости контейнеровоза. Также широко используются стальные ящики, размер которых в два раза длиннее.
ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ: Система, предназначенная для беспрепятственного перемещения контейнеров по всему миру на судах, грузовиках и поездах.
ОТМЕНА РЕЙСА: Отмененный рейс или пропущенный порт, иногда без предварительного предупреждения.
ОВЕРБУКИНГ ГРУЗА: Груз, который невозможно перевезти на запланированном рейсе, который оказался переполнен, подобно тому, как авиакомпании продают слишком много билетов на самолеты. Это стало серьезной проблемой в 2020 году.
ОБРАТНЫЙ РЕЙС: Груз, перевозимый в обратном направлении. Транстихоокеанские обратные перевозки в западном направлении в последнее время вызывают споры из-за возврата в Азию пустых контейнеров.
ШТРАФ ЗА ПРОСТОЙ/ЗАДЕРЖКУ: Перевозчики взимают с грузоотправителей дополнительные сборы за поздний возврат контейнеров или другого оборудования. Дальнобойщики и другие перевозчики жалуются на штрафы при перегрузке системы.
ПРОЦЕНТ ОТКАЗА: Когда экспедиторы отказываются принимать груз, хотя контракт уже согласован.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Rystad: Россия и США больше всех выигрывают от блокировки Суэцкого канала