Разница между ценой бензина в северо-восточной Европе и ближайшим фьючерсом на нефть Brent в долларах за баррель по годам. Источник: Bloomberg
Год назад Европа ушла в жесткий коронавирусный локдаун: это привело к резкому падению спроса на бензин, а его производство начало приносить НПЗ одни убытки. Сегодня континент накрывает новая волна пандемия, которая сопровождается новыми ограничениями, но НПЗ зарабатывают рекордную за последние годы прибыль.
Так называемый крек-спрэд* достиг в апреле рекордного значения с 2017 года, а цена бензина (с поправкой на сезонность — прим. ProFinance.ru) в крупнейших странах Европы, вроде Германии, Франции и Италии, взлетела до многолетних максимумов.
*ProFinance.ru: разница между ценой нефти и нефтепродукта, в данном случае — бензина
Таким образом, европейцы ездят меньше (на неделе до 28 марта автомобильный трафик опустился до рекордно низкого значения в этом году), но платят за бензин больше. И на то есть две главные причины.
Во-первых, как минимум четверть НПЗ, расположенных на северо-западе континента, либо были закрыты на техобслуживание, либо испытывали непредвиденные перебои в работе. Это дополнительно сократило объем переработки нефти, который был и так невысок из-за пандемии.
И, во-вторых, резко вырос экспорт бензина из Европы в другие регионы мира. В частности, экспорт бензина из Европы в США вырос в марте на 60% м/м, и в апреле, как ожидается, он также останется на высоком уровне (данные и прогноз аналитической компании Kpler – прим. ProFinance.ru).
Кроме того, объем экспорта бензина из Европы в Северную Африку составил в первом квартале почти 0,5 млн б/д, что является весьма высоким значением.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Спрос на керосин в США и бензин в Китае быстро растет
Цены на бензин в США стремительно растут
Bloomberg: Россия снизит экспорт нефти для борьбы с ростом цен на бензин и дизель