Неделя, которая может привести к окончательному краху 314-летнего союза между Англией и Шотландией, заставит торговые офисы Сити сосредоточить внимание на возможных предстоящих рыночных катастрофах. Когда 6 мая шотландцы примут участие в голосовании по вопросу о том, следует ли им проводить второй референдум о независимости, менеджеры фондов и стратеги, занимающиеся продажами, видят потенциал для массового хаоса в экономической среде Великобритании в ближайшие годы. Тем не менее, игнорируя эхо первых дней опроса о Брексите, немногие хеджируются на случай разрушительных перспектив, в то время как рынок деривативов не показывает признаков надвигающегося стресса.
График: Bloomberg
Пока не ясно, согласится ли правительство Великобритании на еще один референдум, даже если партии, выступающие за независимость, получат большинство в четверг. Но в связи с тем, что голосование пробуждает тревожные воспоминания об отделении Великобритании от Европейского Союза, управляющие фондами стирают пыль со старых сборников правил о том, как торговать на бинарном риск-событии, когда все зависит от времени.
«Вы бы столкнулись с огромной неопределенностью, финансовым хаосом и рецессией» и 10% -ной девальвацией фунта, - сказал Марк Нэш, финансовый менеджер в Jupiter Investment Management.
Нэш пока не хеджирует такой сценарий, как и рынок.
Медиана прогнозов, согласно обзору Bloomberg: до июня фунт удержится на уровне 1,39 доллара. Тем не менее, горстка инвестиционных аналитиков решилась на медвежьи прогнозы. Стратеги Credit Agricole SA рекомендуют продавать фунт по отношению к доллару в короткую, в числе причин - политический риск по поводу независимости Шотландии. Barclays Plc отказалась от призыва открывать длинную позицию по фунту против евро из-за потенциальной предвыборной волатильности. Кредитные стратеги UBS Group AG снизили свой прогноз по избранной группе банковских облигаций Великобритании до "нейтрального" с "выше рынка", предупредив, что «длинная позиция по кредитным британским инструментам» может оказаться убыточной из-за риска референдума. Одно можно сказать наверняка: если ситуация обострится, управляющим капиталом придется действовать быстро. Шансы показывают, что повторение референдума 2014 года, на котором Шотландия проголосовала за то, чтобы остаться, остается отдаленной перспективой.
«Рынки игнорируют и снова игнорируют риски, а затем внезапно впадают в панику. У меня есть чувство, что это вполне может случиться с вопросом о независимости Шотландии», - сказала Джейн Фоули, руководитель валютной стратегии Rabobank. «Я говорю нашим клиентам, что они должны знать, что даже если это может не повлиять на фунт прямо сейчас, было бы безрассудно игнорировать это, потому что это может внезапно войти в повестку дня рынка».
Последствия отделения будут огромными. Потребуются переговоры о том, какую валюту будет использовать независимая Шотландия, возьмет ли она часть британского государственного долга и какие торговые соглашения у нее будут с остальной частью Великобритании. Шотландская национальная партия (ШНП) также питает амбиции по вступлению Шотландии в ЕС, ситуация, которая создаст огромную пограничную и торговую напряженность, если проблема ограждения границ будет решена. Северная Ирландия в случае с Brexit - тому пример.
«Мне интересно, действительно ли рынки учли все последствия этих выборов», - сказал Джулиан Ховард, директор отдела по работе с широким кругом активов в GAM Investments, чьи портфели стратегически настроены на снижение курса фунта стерлингов. «Это было бы намного хуже, чем Brexit, поскольку Шотландия гораздо более тесно связана с Великобританией, чем Великобритания с Европой. Мы говорим о связи с 1700-х, а не с 1970-х годо».
Местонахождение финансовых учреждений также может поменяться. По словам Чарли Паркера, управляющего директора инвестициями состоятельных клиентов Albemarle Street Partners, если они останутся в Эдинбурге, шотландские банки лишились бы поддержки программы количественного смягчения Банка Англии и стали бы менее кредитоспособными. Это своего рода рискованное событие, которое позволяет сделать карьеру тем, кто достаточно дальновиден, чтобы сделать все правильно.
В Nomura Holdings Inc., стратег Джордан Рочестер был частью команды, которая разработала модель для досрочного предсказания результатов референдума 2014 года. Его политический анализ отделения от ЕС привел к тому, что он получил прозвище Мистер Брексит. Теперь он говорит, что фунт может упасть вплоть до 6%, если Шотландия проголосует за выход, в зависимости от того, какой будет цена до результата. Но даже его не беспокоят предстоящие выборы в четверг, и он говорит, что фунт может даже вырасти, если ШНП не сможет получить более половины мест, как показывают некоторые опросы.
Тем не менее, призыв к независимости может снова усилиться после подсчета голосов зеленых, а назначение даты референдума может вызвать серьезное хеджирование.
«Рынок будет смотреть на голосование как на кальку для нового референдума (о независимости Шотландии) и относиться к нему в гораздо большей степени как к более жесткому голосованию, чем в 2014 году, когда это были только опасения в последнюю минуту, а не за несколько месяцев», - сказал Рочестер.
Вестминстер, скорее всего, окажет сопротивление любым планам добиться голосования за независимость, отказавшись предоставить шотландскому парламенту разрешение сделать его юридически обязательным. Это может обернуться затяжным конституционным болотом по поводу того, может ли шотландский парламент иницировать законный референдум сам по себе.
Несмотря на то, что перспектива активного шотландского откола пугает трейдеров, рынки деривативов остаются спокойными. Опционы показывают, что стоимость страхования колебаний фунта намного ниже недавних пиков. Пятилетние изменения риска в торговле фунтом близки к среднему значению с тех пор, как Bloomberg начал собирать данные в 2005 году.
«Трудность с оценкой влияния этих событий на рынки заключается в том, что даже если мы знаем, что они уже на горизонте, мы не знаем, когда рынки отреагируют и сохранится ли в конце концов статус-кво», - сказала Шина Шах, валютный стратег Morgan Stanley. Ее фирма считает, что до конца 2024 года вероятность проведения референдума составляет 30%. «Есть так много неизвестных и дальнейших препятствий».
Грег Ричи иУильям Шоу, Лондон, Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
CBA: мировые ЦБ ответят усилением QE, покупайте доллар Австралии
Aberdeen удачно зашел в лонг по фунту, ждет 1,42