В течение последних нескольких лет Франкфурт и Брюссель настаивали на том, что единая валюта должна конкурировать с долларом в борьбе за статус наиболее используемой денежной единицы в мире. Однако по разным причинам их попытки потерпели неудачу.
Теперь в борьбу вступают другие претенденты — цифровые валюты. Но насколько серьезную угрозу они представляют для всемогущего доллара и смогут ли они стать предпочтительной валютой в мировой торговле.
В последнее время упоминаются два кандидата. Но первый вариант — это просто нелепость, а второй представляет незначительную угрозу, по крайней мере, с точки зрения способности заменить доллар в глобальном масштабе. Когда председателя ФРС Джея Пауэлла спросили об этом на прошлой неделе, и он выразил некоторую тревогу, из чего следует, что США все же обеспокоены этим вопросом.
Нелепое предложение — биткоин, который, по словам Citi, «занимает оптимальные позиции», чтобы заменить доллар благодаря глобальному охвату, возможности отслеживания и потенциалу для осуществления быстрых платежей.
Но это пустая болтовня. Биткоин слишком волатилен, чтобы выполнять одну из главных функций резервных валют — быть стабильным средством накопления. Несмотря на большое число владельцев биткоина, из-за подобной волатильности никто не использует его для оплаты. Это актив, а не денежная база. И одна из причин — высокие транзакционные издержки.
Второй, более рациональный, но все же маловероятный кандидат — цифровой юань. Это попытка Народного банка Китая бросить вызов доминированию Alipay и WeChat в сфере электронных платежей страны, создав собственную цифровую валюту центрального банка. Сейчас он тестируется в городах по всей стране.
Темпы роста цифровых платежей в Китае
Источник: The Financial Times
Международная роль доллара
Прежде чем изучить шансы цифрового юаня на свержение доллара, нужно пояснить, насколько прочно закрепился доллар в мировой торговле.
Документ МВФ, опубликованный прошлым летом, показал, что расчеты за экспорт на 40% осуществляются в долларах. Эта цифра намного больше 10% мирового экспорта, предназначенного для США. Соответственно, доллар используется для больших объемов международной торговли за пределами Штатов.
Доллар также является основным средством накопления в мире: на его долю приходится почти 60% резервов официального сектора. Доля его ближайшего конкурента евро составляет 21%, а юаня — чуть более 2%.
Доля доллара, евро и юаня в официальных резервах
Источник: The Financial Times
Кроме того, международные компании в основном берут кредиты в долларах. По данным Банка международных расчетов, к четвертому кварталу прошлого года долг бизнеса, номинированный в долларах, за пределами США составил $12.7 трлн. Аналогичный показатель в евро для компаний, расположенных за пределами еврозоны, составил €3.7 трлн. Очевидно, что управлять этим долгом помогает не только выставление счетов в долларах, но и оплата в американской валюте.
Кроме того, как отметил Пауэлл, люди доверяют финансовой и экономической системе США:
«Мы являемся мировой резервной валютой, и это означает, что доллар используется в транзакциях по всему миру гораздо больше, чем любая другая валюта. Это происходит благодаря верховенству закона, нашим демократическим институтам, которые являются лучшими в мире, нашей экономике, трудолюбию наших людей, и всему тому, что делает Соединенные Штаты Соединенными Штатами. Вот почему мы являемся резервной валютой. И, конечно, у нас есть открытые счета операций с капиталом, что очень важно, если вы хотите стать резервной валютой».
Попытки обойти доллар
Народный банк Китая — не единственный центральный банк, рассматривающий возможность запуска собственной цифровой валюты. Еврозона и Великобритания проводят консультации по созданию собственных версий электронных денег. США также изучают эту идею, хотя складывается впечатление, что Пауэлл не особо спешит. Однако Пекин продвинулся намного дальше, чем любая другая крупная валютная зона.
Аргументы в пользу того, что он сможет сместить доллар, обычно основываются на том, что электронные деньги позволяют осуществлять мгновенные (и более дешевые) глобальные транзакции. При этом цифровой юань может получить преимущество первопроходца. К тому же Китай пытается вывести юань на международный уровень после глобального финансового кризиса в 2008 году, особенно в Азии и Африке. Зачастую это связано с более широкими геополитическими амбициями. Проект «Один пояс — один путь» стал прекрасной возможностью для увеличения объема торговли в юанях.
Недостатки цифровых валют
Хотя китайские рынки капитала стали более открытыми, им еще далеко до Уолл-стрит. Чтобы обеспечить широкое распространение электронного юаня потребуется гораздо более высокий уровень открытости, что приведет к различным рискам и потере контроля. Возможно, более прозрачной должна стать и Коммунистическая партия Китая, чтобы повысить доверие к своим институтам, которые для многих остаются загадкой.
Маловероятно, что Китай сейчас сможет положить конец глобальному доминированию доллара, с помощью цифровой валюты или без нее. Скорее всего, его влияние ограничится теми государствами, которые сильно зависят от Пекина с экономической и политической точки зрения.
Еще одна серьезная проблема, связанная с цифровыми валютами центральных банков в целом: отсутствие конфиденциальности.
На прошлой неделе Пауэлл отметил, что архитектура цифрового юаня, которая предполагает создание централизованного реестра, контролируемого НБК и, следовательно, доступного Пекину, не будет работать в более демократической юрисдикции, такой как США. Но, как предполагает Изабелла Каминьска из FT Alphaville, возможно, не удастся полностью перейти на официальные электронные деньги, не предоставив государству неограниченный доступ к структуре своих расходов. Если центральные банки не хотят идти вразрез с собственными правилами борьбы с отмыванием денег (не говоря о критике в отношении использования биткоина и наличных для незаконной деятельности), непонятно, как официальные цифровые деньги будут работать без идентификаторов.
Хотя частные банки также обязаны хранить конфиденциальную информацию в соответствии с правилами идентификации клиентов, большинство экспортеров сотрудничают с несколькими банками-кредиторами. Но все было бы иначе в случае использования цифрового юаня или аналога доллара или евро.
Тем не менее, глобальные платежные системы давно нуждаются в реформировании. Центральные банки сделали слишком мало для того, чтобы воспользоваться преимуществами технологий, которые упрощают оплату услуг торгового партнера на другом конце света. Да, оплачивать покупки с помощью биткоина дорого, но то же самое можно сказать и о трансграничных переводах. Единственный плюс от всех этих разговоров — ФРС придется принять меры, чтобы экспортеры могли осуществлять долларовые платежи по всему миру намного проще, быстрее и дешевле.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Цифровой юань не лишит доллар статуса мировой резервной валюты - Банк Японии