Рынок нефти быстро переходит от переизбытка предложения в разгар пандемии к потенциальному дефициту. Справившись со спадом, производители вынуждены принимать меры для управления процессом восстановления.
Нефтедобывающие страны, входящие в ОПЕК+, во главе с Саудовской Аравией и Россией проделали колоссальную работу для управления поставками нефти по мере восстановления спроса после крупнейшего обвала в истории.
Безусловно, началось выдалось неуверенным. Вместо того, чтобы сокращать предложение, когда спрос резко снизился в апреле 2020 года, они стали наращивать добычу, устроив соревнования, после того как их предыдущий союз развалился. В итоге им удалось договориться о сделке, которая чуть не сорвалась из-за нежелания Мексики участвовать в сокращении.
Тем не менее, после расплывчатого обещания президента Трампа о том, что США компенсируют долю сокращения со стороны Мексики, группа производителей объявила о рекордном снижении добычи почти на 10 млн баррелей в день. И, в целом она сделала обещанное.
Как всегда, не все страны выполнили свои обязательства. Для некоторых, в первую очередь России, было сделано исключение. Другие же страны, такие как Ирак, Нигерия и Объединенные Арабские Эмираты подверглись критике и были вынуждены пойти на еще более сильное сокращение. Саудовская Аравия дважды в одностороннем порядке сокращала добычу, чтобы ускорить восстановление баланса на рынке.
Сейчас спрос движется к восстановлению — в буквальном смысле. Интенсивность трафика в США, Китае и значительной части Европы достигла уровня, предшествовавшего пандемии, или даже превысила его. Кроме того, увеличивается число внутренних и региональных рейсов. Количество пассажиров, проходящих через систему безопасности в аэропортах США, превысило 2 млн в день впервые с марта 2020 года, тогда как в Европе объем авиаперевозок за последний месяц вырос на треть. Слабым звеном остаются дальнемагистральные рейсы в связи с ограничениями на въезд пассажиров во многих частях мира.
Дисбаланс спроса и предложения
Но теперь, по мере восстановления спроса начинает отставать предложение. Отчасти это обусловлено тем, что производители ОПЕК+ намеренно добывают меньше нефти, чем нужно клиентам, чтобы сократить избыточные запасы, накопленные во время замедленной реакции на вспышку пандемии. С другой стороны, нефтяные компании не инвестируют в новые проекты. Пока это не очень серьезная проблема, но это может измениться.
Нежелание некоторых компаний связано с давлением со стороны акционеров, которые либо настаивают на более экологичных бизнес-моделях, либо стремятся получить более высокий доход от инвестиций. Некоторых из них останавливает то, что доходы от нефти сильно пострадали в 2020 году, и это вынудило компании сократить бюджет.
Страны ОПЕК+ могут быстро нарастить добычу, хотя, возможно, и не в такие короткие сроки, как они пытаются показать. Свободные мощности есть только в нескольких из 23 стран, и вероятно, у двух крупнейших производителей их меньше, чем указано в сделке по сокращению добычи.
Это отчасти связано с тем, что условные показатели добычи для двух крупнейших производителей, Саудовской Аравии и России, были установлены на уровне 11 млн баррелей в день в произвольном порядке, когда сделка была впервые заключена в апреле 2020 года. Это позволило России говорить о более масштабном сокращении, чем страна выполнила фактически, и больше, чем она может добыть. Это также больше, чем Саудовская Аравия добыла за все время, за исключением всплеска производства в апреле 2020 года. В других странах, в первую очередь в Анголе, наблюдался спад производственных мощностей из-за недостатка инвестиций.
Скорее всего, реальный рост добычи ближе к 4.5 млн баррелей в день, а не к 5.8 млн, как предполагают цифры в сделке.
Американская сланцевая отрасль пока не реагирует ростом активности на повышение цен, по крайней мере, в таких масштабах, которых было бы достаточно, чтобы компенсировать снижение добычи на уже работающих скважинах. Добыча находится в районе 11 млн баррелей в день в течение года, хотя с августа количество буровых установок удвоилось.
Несмотря на увеличение добычи в странах ОПЕК+ в последние пару месяцев, они не планируют делать это после июля, пока текущая сделка не истечет в мае следующего года.
Ситуация должна измениться. Заседание группы намечено на 1 июля, после этого она продолжит встречаться ежемесячно. Ей нужно действовать, чтобы не допустить достаточно сильного роста цен на нефть, которое помешало бы восстановлению.
Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдул-Азиз ибн Салман заявил на прошлой неделе, что его работа, как и работа других политиков, заключается в том, чтобы не допустить нового суперцикла на рынке нефти. Для этого ему придется так же тщательно управлять процессом увеличения добычи в ОПЕК+, как и процессом сокращения, и, возможно, смягчить меры предосторожности.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Нефть будет дорожать в этом году — прогнозы нефтетрейдеров
Ключевой индикатор рынка нефти указывает на дефицит предложения
Bloomberg: реальные возможности ОПЕК+ по увеличению добычи нефти не так высоки, как принято считать