Пожар на одной из крупнейших в мире аккумуляторных систем Tesla привлек внимание к рискам, связанным с батареями, которые используются для хранения возобновляемой энергии в электрических сетях.
Чтобы потушить пламя, вспыхнувшее во время испытаний в транспортировочном контейнере с 13-тонным литий-ионным аккумулятором рядом с терминальной станцией Мурабул в Джилонге, Австралия, которое затем распространилось на второй аккумуляторный блок, потребовалось три дня.
Проект Victorian Big Battery с использованием аккумулятора Tesla Megapack является крупнейшим в стране, включает 210 блоков и способен накапливать до 450 мегаватт-часов энергии для обслуживания электросети.
Проект, который принадлежит французскому разработчику возобновляемых источников энергии Neoen и находится под его управлением, должен был начать функционировать до пика летнего спроса в этом году. По словам Neoen, пока слишком рано говорить о том, как это повлияет на ввод в эксплуатацию, при этом испытания возобновятся только при соблюдении всех условий безопасности.
Инцидент произошел из-за того, что коммунальные службы по всему миру — от Австралии до Калифорнии — все чаще используют гигантские литий-ионные батареи для хранения возобновляемой энергии, получаемой от ветра и солнца. Батареи, аналогичные тем, что устанавливаются в электромобилях, могут быстро подавать электроэнергию в электрическую сеть.
По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie, объем накопителей энергии, установленных в прошлом году, увеличился на 62%, и к концу десятилетия рынок вырастет в 27 раз.
Рискованная технология
Тем не менее, по словам Пола Кристенсена, профессора Ньюкаслского университета, с 2018 года произошло 38 крупных возгораний на литий-ионных аккумуляторах.
В апреле в Пекине из-за пожара на установке литий-ионных аккумуляторов погибли двое пожарных, при этом для его тушения было привлечено 235 пожарных. В сентябре прошлого года большой литий-ионный аккумулятор в Ливерпуле, принадлежащий датской компании по возобновляемым источникам энергии Orsted, загорелся посреди ночи.
Литий-ионные аккумуляторы могут загореться в процессе теплого разгона, который возникает, если батарея перегружена или раздавлена. Выделяется тепло, а также смесь газов в виде облака пара, которое может воспламениться или вызвать взрыв.
В 2019 году в Аризоне из-за возгорания литиевого аккумулятора пожарного отбросило более чем на 20 метров от двери контейнера, в результате чего он получил черепно-мозговую травму и перелом ребер. Согласно отчету, опубликованному после инцидента, пожар начался после короткого замыкания в одном элементе литий-ионного аккумулятора.
По словам Кристенсена, из-за выброса газов «невозможно окончательно ответить на вопрос, как лучше всего бороться с возгоранием EV [электромобиля] или накопителя энергии».
«Они [литий-ионные аккумуляторы] необходимы для декарбонизации планеты, однако их распространение в обществе намного опередило фактические знания о связанных с ними рисках и опасностях», — добавил он.
Он считает, что риски будут только усиливаться по мере того, как домохозяйства станут все чаще устанавливать литий-ионные батареи для хранения энергии от солнечных панелей или для снижения зависимости от электросетей на фоне экстремальных погодных условий.
В пожарной службе штата Виктория сообщили, что при тушении пожара в Австралии пожарные использовали автономные дыхательные аппараты и защитные костюмы. Также были задействованы беспилотники.
«Следует проявлять осторожность»
Мэтт Дэдман, ведущий специалист по альтернативным видам топлива и энергетическим системам Национального совета руководителей пожарных служб Великобритании, заявил, что пожары на литий-ионных аккумуляторах длятся намного дольше, чем обычные пожары, а вода только уменьшает их распространение.
«Главное охладить батареи, при этом можно затушить пламя, однако литий-ионные батареи будут вырабатывать кислород по мере разрушения и снова загораться, мы просто забираем из них столько тепла, сколько можем», — отметил он.
«Сейчас мы используем проверенные и испытанные методы пожаротушения с использованием воды, которые эффективны, но это не позволяет решить эти проблемы так быстро, как хотелось бы», — добавил Дэдман.
По данным Tesla, в прошлом месяце доходы от бизнеса по хранению и производству энергии, который включает продажи аккумуляторов Megapack, выросли в последнем квартале более чем в два раза до $801 млн.
Глава Tesla Илон Маск заявил, что для крупных аккумуляторных установок подходят более безопасные варианты литий-ионной технологии, такие как литий-железо-фосфатные аккумуляторы, в которых вместо никеля и кобальта используются железо и фосфат.
Научный сотрудник Бирмингемского университета Гэвин Харпер отметил следующее: «Крайне важно не сдерживать инновации, поскольку необходимо быстро обеспечить декарбонизацию, но в то же время следует проявлять осторожность при развертывании новых технологий в больших масштабах».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Шесть гигантских батарей Tesla помогут британцам сохранить «зеленое» электричество