Проблема связана с особенностями LME: любой трейдер, у которого истекает срок действия контракта, становится владельцем металла, хранящегося на складе LME. С другой стороны, лицо, продавшее контракт, должно поставить металл по истечении срока действия контракта.
Но учитывая, что запасы меди на складах LME оказались ниже 20 000 тонн — меньше, чем китайские заводы потребляют за один день, — трейдеры могут столкнутся с тем, что металла, доступного для поставок, просто не окажется.
Резкое сокращение запасов, начавшееся в августе и ускорившееся в этом месяце, привело к рекордному росту премий по ближайшим контрактам на LME по отношению к меди с более поздней поставкой. Это особенно болезненно для производителей товаров из меди, таких как провода, пластины и трубки, которые, как правило, продают фьючерсы на LME, чтобы хеджировать ценовые риски.
Однако истощение запасов также привело к росту базовых цен до рекордных уровней, при этом широкое использование меди во всем мире означает, что скачок цен усилит масштабное инфляционное давление на производителей и строителей. И хотя усиливающаяся угроза для глобальной экономической активности вызывают вопросы по поводу перспектив спроса на медь, запасы у китайских и американских коллег LME также невелики.
На склады LME поступает лишь небольшая часть мировой меди, поэтому пользователи меди, как правило, заключают долгосрочные контракты с производителями и трейдерами, а не обращаются за поставками на биржу. Тем не менее, минимальные запасы на биржах — не только на LME — говорят о том, что резервы рынка на исходе.
Чрезвычайные меры
Во вторник вечером LME приняла чрезвычайные меры, чтобы взять ситуацию под контроль, включая временное изменение правил, позволяющее любому владельцу короткой позиции, который не может поставить медь, отложить обязательства по доставке, заплатив комиссию.
«Это беспрецедентная ситуация, и мы не видели ничего подобного в современной истории рынка меди, — отметил Робин Бхар, независимый консультант, который более 35 лет анализирует рынки металлов на LME. — Это драконовские меры, но они необходимы».
LME также начала расследование, запрашивая у банков и брокеров информацию об их деятельности и деятельности их клиентов на рынке меди за последние два месяца. По данным Bloomberg, значительную часть меди, выведенной со складов LME в последние месяцы, получил торговый дом Trafigura Group.
В Trafigura заявили, что для доставки конечным пользователям потребовались запасы LME, подчеркнув, что существует высокий спрос на медь, который превышает доступное предложение.
«Задача Trafigura — обеспечить безопасные поставки товаров клиентам», — подчеркнул представитель торгового дома.
Кроме того, изменяя правила, LME попыталась снизить возможность сквиза, который выходит из-под контроля. Благодаря этому владельцы коротких позиций могут отложить обязательства по поставке, перенося позицию на следующий день. Это также ограничивает рост более дорогих контрактов на медь, истекающих в один рабочий день, по сравнению с контрактами на следующий день.
Наконец, биржа изменила правила, регулирующие действия трейдеров, которым принадлежит существенная доля доступных запасов LME. Обычно такие трейдеры вынуждены предоставлять свои позиции другим участникам рынка по крайне низкой ставке. Но учитывая небольшие запасы, LME обеспокоена, что это правило может помешать трейдерам держать запасы на бирже.
Попытки охладить рынок
Это не первый случай, когда LME вмешивается в рынки. В 2019 году биржа начала аналогичное расследование, когда поток заказов на вывод никеля спровоцировал скачок цен на металл. Рынок успокоился, и LME больше не предпринимала никаких действий.
В 2006 году на фоне резкого роста цен на никель она установила ограничения на ежедневную бэквордацию на рынке никеля в размере $300. А в 1992 году, когда компания Marc Rich + Co. попыталась монополизировать рынок цинка, LME ввела многие из тех мер, которые она приняла в отношении меди на этой неделе: установила жесткие ограничения на бэквордацию и позволила владельцам коротких позиций отложить поставку.
Цена на медь откатились в четверг, и бэквордация уменьшилась по сравнению с недавними максимумами — возможно, первый признак того, что действия LME дали некоторый результат. Ключевой спред между ценой спот и трехмесячными фьючерсами сократился в среду до $295.75 за тонну, что по историческим меркам остается экстремальной бэквордацией, однако это ниже пика в $1103.50 за тонну в понедельник.
Обычно ликвидность контрактов на LME увеличивается в третью среду месяца: сейчас трейдеры надеются на период относительного спокойствия. Тем не менее, LME не может ничего поделать с сокращением запасов в мировой медной промышленности. При этом запасы на китайской и американской биржах также находятся на историческом минимуме.
«LME оказалась в незавидном положении из-за сокращения запасов, — добавил Бхар. — Хотелось бы надеяться, что это расценят как попытку охладить раскаленный рынок».
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Никель может взлететь в цене из-за истощения биржевых запасов, как медь и олово