Перебои в глобальных цепочках поставок создают проблемы для ритейлеров, приводят к задержкам для потребителей и приносят большую выгоду финансовым компаниям, инвестировавшим в контейнеровозы до того, как пандемия полностью изменила логистический бизнес.
Нью-йоркская компания Mangrove Partners, под управление которой на конец сентября находились активы на сумму $1.3 млрд, за год по октябрь прибавила 70%. По некоторым данным, примерно половина прибыли хедж-фонда приходится на инвестиции в судоходство. Mangrove занимается неэффективными или непопулярными отраслями промышленности.
Базирующийся в Дублине хедж-фонд Pilgrim Global вырос на 105% за год по сентябрь, отчасти благодаря доле в компании MPC Container Ships, зарегистрированной в Осло, MPCC −3.02 %, согласно октябрьскому письму инвесторам. В конце прошлого года под управлением фонда было примерно $100 млн. Акции MPC Container Ships в этом году выросли на 205%.
После неудачного десятилетия в сектор контейнерных перевозок, известный бумами и спадами, потекла неожиданная прибыль. Датский гигант A.P. Moller-Maersk A/S AMKBY −1.30 % сообщил о прибыли в размере $5.44 млрд за третий квартал — почти столько же, сколько у Amazon.com Inc. и United Parcel Service Inc. вместе взятых. В конце первого торгового дня в январе оператор контейнерных перевозок Zim Integrated Shipping Services Ltd. 3,16% ZIM, который за последнее десятилетие несколько раз подвергался реструктуризации, достиг рыночной капитализации на уровне $1.4 млрд. По состоянию на четверг рыночная капитализация составляла $6.5 млрд.
«Мы находимся на экстремально высоком уровне» цикла контейнерных перевозок, — отметил Николас Стиллман, бывший глава отдела банковских инвестиций в судовом брокере Clarksons.
В 2020 году он основал небольшой судоходный фонд Olympic Maritime Partners. По его словам, несмотря на недавние колебания, ставки в этом году в основном «каждую неделю устанавливали новые рекорды».
Инфляция приносит выгоду
Нетрудно понять, почему. Тарифы на перевозки резко выросли, отчасти благодаря глобальному экономическому подъему, который спровоцировал дефицит рабочей силы на фоне Covid-19 и заторы в портах. Грузовые суда пользуются большим спросом после сокращения заказов на контейнерные суда в течение многих лет и сохранения потребительских расходов на товары, а не услуги.
Чтобы извлечь выгоду из бума, хедж-фонды и кредиторы продают контейнеровозы, подписывают многолетние контракты на фрахтование по высоким ставкам и получают прибыль от доли в компаниях, занимающихся контейнерными перевозками, чьи акции сильно подскочили.
Основатель Mangrove Натаниэль Август собрал флот контейнеровозов в 2017 и 2018 годах, купив суда со скидкой по цене лома, переименовав их в честь игроков американского клуба «Нью-Ингленд Пэтриотс» и сдавая их в аренду по договору фрахтования. Он получил дополнительную выгоду после подорожания судов. Когда стоимость фрахта подскочила, Mangrove стала продавать. Как сообщило отраслевое издание FreightWaves, в сентябре компания продала четыре контейнеровоза Panamax за $242 млн. По данным исследовательской фирмы VesselsValue, Mangrove купила их за $32 млн в 2017 году.
Согласно VesselsValue, Mangrove продолжает распродавать флот, продав еще два Panamaxes за $128 млн, при этом она купила их в 2018 году за $27.4 млн. В октябре компания также продала два судна Capesize. В прошлом году убыток составил 38%.
Pilgrim и другие крупные акционеры получили дополнительные доли в ходе реструктуризации MPC Container Ships в июле 2020 года, чтобы компания могла избежать нарушения условий кредитного договора. Компания Pilgrim, которая инвестирует в MPC Container Ships после ее первого частного размещения ценных бумаг в 2017 году и сократила долю в июле, рассматривает инвестиции отчасти как способ получить прибыль за счет ценового давления.
«Инфляция внезапно стала распространяться повсеместно, — написал основатель Pilgrim Даррен Маупин в письме инвесторам в прошлом месяце. — В забытые основные отрасли постоянно нужно вкладывать крупные инвестиции... просто чтобы поддерживать нашу экономику в рабочем состоянии».
Выгоду получают даже некоторые кредиторы. Качество кредитного портфеля в сфере контейнерных перевозок базирующейся в Нью-Йорке кредитной платформы Blue Ocean, входящей в группу EnTrust Global, повысилось благодаря росту стоимости судов и финансовых показателей судоходных компаний. Blue Ocean также совместно владеет долями в контейнеровозах, которые оказались в выигрыше; вместе с партнерами она продала или находится в процессе продажи нескольких контейнеровозов, которые они купили по сниженным ценам, а также сдают в аренду другие суда по рыночным ставкам. Blue Ocean использовала почти $2 млрд с тех пор, как начала инвестировать в 2016 году.
Благодаря восстановлению убыточные ставки инвесторов в судоходство обернулись прибылью.
Нью-Йоркский хедж-фонд King Street Capital Management купил долг в компании Zim со скидкой перед реструктуризацией в 2014 году, в ходе которой он обменял облигации на набор новых облигаций, акций и несколько контейнерных судов. В течение следующих нескольких лет фирма продала облигации и суда, но сохранила акции. В ходе январского IPO Zim акции торговались по $15 за акцию, а в июне King Street продала почти 4 млн акций примерно по $40 за акцию. Фирма сохраняет долю в Zim, которая в среду сообщила о рекордной квартальной чистой прибыли и планирует выплачивать дивиденды ежеквартально.
Сохранит ли отрасль свою привлекательность
По словам некоторых аналитиков, акции судоходных компаний могут лишиться привлекательности в ближайшие годы, поскольку отрасль стремится перейти с тяжелой нефти на более дорогое безуглеродное топливо. Судоходная отрасль стремится вдвое сократить выбросы CO2 к 2050 году, однако после недавнего саммита ООН по климату она оказалась под давлением, так как от нее требуют за тот же период достичь нулевых целевых показателей.
Тем не менее, многие считают, что спрос и предложение в секторе контейнерных перевозок вряд ли удастся сбалансировать в скором времени. Хотя в последнее время размещено большое количество заказов на новые контейнеровозы, по словам судоходных компаний, банкиров и инвесторов, ожидается, что они будут спущены на воду не раньше конца 2022 года.
Неопределенность в отношении новых стандартов выбросов, призванных улучшить экологический профиль морской перевозок, также сдерживает рост заказов на новые суда, отметил Майкл Паркер, председатель подразделения Citigroup Inc. по судоходству и логистике.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Как грузовые суда выстаивают многонедельные очереди у портов