График динамики ключевой ставки ЦБР (белая линия) и годовой инфляции (гитограмма) в РФ за последние 5 лет
ЦБР постоянно посылает сигналы о том, что предпочел бы скорее излишне, чем недостаточно ужесточить свою политику, говорится в обзоре Citigroup.
Однако появление нового штамма коронавируса может вынудить его последовать альтернативному сценарию, представленному после заседания в октябре на случай возобновления пандемии, пишет экономист по РФ Иван Чакаров.
Альтернативный сценарий предполагает дезинфляционное влияние на экономику, небольшую рецессию и понижение ставки в 2022 г.
На заседании 17 декабря ЦБР будет придерживаться жесткой позиции, так как к этому моменту может быть недостаточно данных, чтобы определить, развивается ли ситуация по сценарию пандемии.
Регулятор будет выбирать шаг ужесточения ДКП между 50, 75 и 100 базисных пунктов.
Статистика свидетельствует в пользу более решительного шага по крайней мере в 75 б.п., но появление омикрона может склонить чашу весов в пользу меньшего повышения ставки на 50 б.п.
Сегодня инфляция нас сильно беспокоит, сказала глава Банка России Эльвира Набиуллина на конференции АЕБ в Москве. По ее словам, ДКП могла бы быть мягче, если бы не повышенные инфляционные ожидания. Она отметила, если сейчас не вернуть инфляцию к цели, не изменить ожидания людей, то Россия окажется в инфляционной спирали. Инфляционные ожидания — это именно то, что делает временные факторы постоянно действующими, даже если причина — временный всплеск, то через инфляционные ожидания он начинает действовать как постоянный фактор, отметила глава регулятора.
Инфляционные ожидания населения в ноябре незначительно снизились — до 13,5% с 13,6% м/м, но остались вблизи многолетнего максимума, свидетельствуют данные опроса ООО «инФОМ», проводимого по заказу Банка России.