График доллар/лиры интервалами в 1 день
Лира резко упала в цене, а потребительские цены резко выросли, поскольку президент Реджеп Тайип Эрдоган приступил к рискованной стратегии, чтобы восстановить свои падающие очки в преддверии выборов, которые состоятся в 2023 году.
Властный турецкий лидер — давний противник высоких процентных ставок — поставил в центральный банк сторонников, которые разделяют его неортодоксальное видение того, что высокие затраты по займам вызывают инфляцию, а не замедляют ее.
С сентября банк снизил базовую процентную ставку на четыре процентных пункта, чтобы стимулировать рост кредитования и экспорт.
Большинство центральных банков по всему миру повышают или рассматривают возможность повышения ставок, чтобы предотвратить тревожную волну инфляции, вызванную факторами, связанными с пандемией коронавируса.
Цена авантюры Эрдогана стала более очевидной, когда государственное статистическое агентство Турции опубликовало ежемесячные данные, показывающие, что годовой уровень инфляции достиг 21,31%, что более чем в четыре раза превышает целевой показатель правительства. Официальная разбивка показала, что цены на хлеб и некоторые мясные продукты за последний год выросли на 30–50 процентов.
С начала года турецкая валюта потеряла более 45 процентов своей стоимости по отношению к доллару.
Но лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу обвинил государственное статистическое агентство в «фабрикации» цифр, чтобы скрыть истинное влияние политики правительства на обычную жизнь граждан.
Некоторые экономисты также начинают сомневаться в достоверности официальных данных Турции. Данные, опубликованные в пятницу, показали, что потребительские цены в прошлом месяце выросли на 3,5 процента по сравнению с октябрьскими. Лира потеряла около 30 процентов по отношению к доллару за тот же период.
«На мой взгляд, это не имеет никакого смысла», — заметил в записке экономист по развивающимся рынкам Тимоти Эш из BlueBay Asset Management. «Я серьезно сомневаюсь в точности ряда данных по инфляции. До сих пор я доверял (статистическому агентству). Жаль, если это больше не так».
Валютный кризис Турции сейчас более острый, чем кризис, который она пережила во время дипломатического противостояния с тогдашним президентом США Дональдом Трампом в 2018 году.
В то время центральный банк отреагировал резким повышением стоимости заимствований. Но аналитики полагают, что на этот раз Эрдоган более решительно настроен снизить ставки, чтобы увеличить годовой темп роста до более чем 10 процентов — цель, которую он регулярно упоминает на различных политических митингах.
Большинство экономистов считают эту политику неустойчивой и предупреждают об опасности массового набега на банки, если доверие турок к правительству еще больше подорвется. Fitch Ratings сослалось на «ухудшение внутреннего доверия, которое выразилось в резком обесценении турецкой лиры», поскольку оно понизило прогноз суверенного рейтинга Турции до «негативного».
Консалтинговая компания Capital Economics ожидает, что годовая инфляция достигнет пика на уровне 25–30 процентов в ближайшие несколько месяцев.
Турция была любимцем иностранных инвесторов все первое десятилетие 19-летнего правления Эрдогана. Экономика росла историческими темпами, и Эрдоган получил широкую поддержку.
Но инвесторы начали терять доверие после того, как политика Эрдогана стала более неустойчивой, а его репрессии против политических оппонентов после неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 году стали более жесткими.
Совет Европы — главный правозащитный орган континента — заявил в пятницу, что начнет судебное разбирательство по делу о нарушении прав Турции за отказ освободить известного активиста, который находится в тюрьме без обвинительного приговора в течение четырех лет.
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram