Если бы пришлось выбрать финансовое слово года за 2021 год, то вполне подошел бы «мем». Можно вспомнить манию вокруг GameStop, когда на волне ажиотажа розничные трейдеры и социальные сети подняли акции на 2700% с 8 по 28 января, при этом за один день число трейдеров могло достигать 900 000.
Или безумие вокруг американского телеканала AMC или производителя спортивных тренажеров Peloton. Или вынужденную приостановку некоторых торгов на платформе Robinhood во время сильнейшего наплава, что привело к расследованию со стороны Конгресса.
Однако теперь в эпицентре мемов оказался бывший президент США Дональд Трамп — мастер хайпа в социальных сетях. В октябре компания по приобретению специального назначения под названием Digital World Acquisition Group купила Trump Media and Technology Group. В понедельник было объявлено, что в следующем году ее возглавит конгрессмен Девин Нуньес.
Нуньес — бывший владелец молочной фермы, не имеющий опыта работы на посту топ-менеджера. DWAC также сообщила о расследовании, которое инициировали регулирующие органы. Тем не менее, на этой неделе акции выросли на 48%, увеличившись в шесть раз по сравнению с октябрем на фоне ажиотажа в социальных сетях. Неважно, что у компании пока нет прогнозируемого дохода или бизнес-стратегии в отличие от, скажем, GameStop, у которой, по крайней мере, есть узнаваемый, реально существующий продукт.
Выводы для инвесторов
К какому же выводу должно прийти более широкое инвестиционное сообщество? Во-первых, сага DWAC показывает, что бренд Trump продолжает оказывать влияние на некоторые сегменты американского рынка, не в последнюю очередь на политические. Во-вторых, триллионы долларов, вливаемые ЦБ для поддержки экономики, приводят к образованию пузырей на рынках различных активов, о чем постоянно предупреждают некоторые опытные эксперты.
В-третьих, массовый переход в киберпространство меняет финансовые рынки. Подобно тому, как нынешний политический дискурс зависит от цифрового мировоззрения и ограниченного восприятия действительности, мания рыночных мемов подчеркивает силу социальных сетей и моделей внимания. Эта сага с компанией Трампа — лишь один из признаков более масштабного структурного сдвига.
Причины аномалии
Чтобы понять почему это происходит, стоит поразмыслить над некоторыми удивительными исследованиями четырех американских экономистов: Турана Бали, Дэвида Хиршлейфера, Линь Пэн и И Тана. Эта группа специалистов недавно исследовала большую цифровую базу данных о потоках биржевой торговли и социальных сетях, чтобы изучить феномены так называемых «лотерейных акций» — или активов, которые иногда приносят огромную прибыль от торговли, хотя обычно потом появляются убытки, благодаря активности розничных инвесторов. Акции-мемы можно рассматривать как их современную разновидность.
Природа лотерейных акций уже давно является предметом спора в сообществе, изучающем теорию поведенческих финансов. Экономисты обычно рассматривают это через призму двух основных концепций: ангажированности инвесторов (или идеи о том, что некоторые инвесторы любят лотерейные акции, поскольку считают рынки некой формой азартных игр) и информационной асимметрии (исходя из того, что розничным инвесторам не хватает данных, которые позволили бы им принимать взвешенные решения по поводу вознаграждения, подрывая концепцию о рациональных экономических субъектах).
Однако согласно новому исследованию, третий фактор может быть более существенным при анализе лотерейных акций: «внимание», или вопрос о выборе инвесторами экосистемы в потоке данных. Неудивительно, что, по мнению четырех этих экономистов, акции с самыми резкими колебаниями цен связаны со взрывным ростом поисковых запросов в Google, освещением новостей и спорами в Интернете.
Они также демонстрируют корреляцию между плотностью социальных сетей, то есть кибер-трайбализмом, и аппетитом к лотерейным акциям. Из этого можно сделать еще один, менее очевидный, вывод: мания лотерейных акций почти всегда возникает вокруг активов, которые кажутся инвесторам близкими либо потому, что они являются известными брендами, такими как GameStop или Trump, и/или поскольку они близки к инвесторам по своему географическому расположению, таким как компании в городских центрах.
Экономисты отмечают: «Аномалия, связанная с лотереями, усиливается из-за повышенного внимания инвесторов (за счет большого аналитического охвата, неожиданной доходности или крайне положительной рентабельности) и активного социального взаимодействия (благодаря социальным связям в Facebook или плотности населения вблизи штаб-квартиры компании)».
Как должны реагировать политики
Простого ответа нет. Пару месяцев назад Комиссия по ценным бумагам и биржам опубликовала отчет о крахе Robinhood с призывом повысить эффективность мониторинга рынка, обучать инвесторов и скорректировать рыночные структуры, чтобы сделать их более надежными при резком росте объемов торговли. Это все разумные меры.
Однако, судя по всему, SEC вряд ли предпримет какие-то радикальные шаги. Вместо этого регуляторы, похоже, надеются, что принцип, согласно которому риски при покупке лежат на покупателе, в итоге приведет к тому, что мания мемов скорректируется, если достаточное количество розничных инвесторов обожжется на этом.
Возможно, это снизит ажиотаж: многие акции-мемы, которые выросли в начале этого года, в последнее время показывают низкие результаты. Но эта тенденция вряд ли исчезнет. В конце концов, цифрового джинна, известного как социальные сети, в ближайшее время не удастся загнать обратно в бутылку, будь то политика или финансы.
Реальный урок для инвесторов заключается в том, что в финансах, как и в политике, необходимо изучать модели внимания в киберпространстве так же, как и экономические показатели, чтобы понять, куда движутся рынки, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Теперь Трамп стал рыночным мемом во всех отношениях.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Только на рынке все стихло, как появился новый мем
Розничные инвесторы покидают волатильные рынки, меняя GameStop на ETF
Инвестор, предсказавший кризис 2008 года, снова предрекает крах рынка