Когда в Москве разрабатывают контрмеры, ведущие банки мира сталкиваются с рисками ухода из страны, жонглируя обязательствами перед встревоженными клиентами и сотрудниками, одновременно соблюдая санкции, которые изменили правила ведения бизнеса в России.
Служащие Росгвардии России патрулируют Красную площадь в Москве, Россия, 15 марта 2022 года. REUTERS/Евгения Новоженина
Растет осознание того, что эти санкции, вероятно, останутся долгосрочными, сообщили Рейтер источники в отрасли, а это означает, что необходимы стратегические, а не только тактические решения, поскольку руководители стремятся защитить с трудом завоеванные улучшения их доверия после мирового финансового кризиса.
Citigroup, JPMorgan и Goldman Sachs взяли на себя обязательство помогать клиентам в решении сложной задачи по свертыванию их операций в России, одновременно поддерживая переезд сотрудников, которые хотят уволиться.
«У (президента Владимира) Путина остается все меньше и меньше способов нанести ответный удар, он загнан в угол, и эти люди могут оказаться пешками», — сказал один из высокопоставленных руководителей крупного американского банка о влиянии западных санкций на Россию.
Но широкие масштабы этих санкций означают, что банкам потребуется больше, а не меньше рабочей силы, чтобы усилить проверку клиентов и избежать потенциально дорогостоящих финансовых штрафов за любые нарушения.
Один из источников сообщил Reuters, что в знак как непосредственной напряженности, так и перспективы постоянного давления количество предупреждений о потенциально проблемных транзакциях в одном учреждении выросло на 50-60% в первый день введения санкций.
«Это должно означать, что их оперативные группы по крайней мере на 50-60% меньше, чем они должны быть в настоящее время, так что это определенно вызывает беспокойство», — сказал один из источников.
Хотя Citi, JPMorgan и Goldman закрыли свои двери для нового бизнеса в России, они отказались комментировать, могут ли они отказаться от своих потенциально прибыльных российских банковских лицензий в долгосрочной перспективе.
Около половины из 80 сотрудников Goldman в Москве переехали или переезжают в Дубай, сообщили три источника, знакомые с ситуацией, но глава российского подразделения Goldman с Уолл-Стрит остается в российской столице, сообщил один из источников.
JPMorgan имеет около 160 сотрудников в Москве, где она находится уже 50 лет, и большой процент из них — граждане России, которые останутся, сообщил другой источник, знакомый с этим вопросом.
Citi, выставивший свой потребительский бизнес в России на продажу до конфликта России в Украину, также законсервирует свой институциональный бизнес и бизнес по управлению активами.
Citi, Goldman и JPMorgan отказались от комментариев.
Отношения
Citi и JPMorgan сталкиваются с одной из самых больших проблем, поскольку они выступают в качестве кастодианов для многих западных фирм, торгующих активами в России, где фондовая биржа закрыта с 25 февраля.
Эта роль включает в себя определенные юридические обязательства, включая защиту, клиринг и расчеты по сделкам, продолжительность которых может варьироваться от часов до лет.
Фирмы по управлению активами, такие как BlackRock и PIMCO, будут полагаться на банки, чтобы помочь смягчить потери на десятки миллиардов долларов российских активов, когда торги возобновятся.
Но это предполагает, что они смогут получить необходимые разрешения и смогут найти других желающих купить.
Москва установила новые строгие условия, которым должны соответствовать иностранные инвесторы, если они хотят купить или продать российские активы. К ним относятся предоставление данных о бенефициарных владельцах и изложение «цели, предмета, содержания и существенных условий сделки» на русском языке.
По словам экспертов, хотя передача активов подсанкционным организациям может быть разрешена, если банки и инвесторы смогут получить специальные лицензии от таких органов, как Управление по контролю за иностранными активами США, неясно, сколько времени может занять подача заявок.
Также отсутствует ясность в отношении того, могут ли западные кредиторы нуждаться в дополнительных разрешениях на репатриацию доходов от управления этими отчуждениями или доходов от продажи собственных активов, особенно если покупатели подвергаются санкциям.
Французский банк Societe Generale даже предупредил о возможности конфискации Россией его банковских активов, в том числе 99,97% акций Росбанка.
А Европейский союз запретил расчетным системам в блоке совершать операции с акциями, облигациями или деривативами в рублях — единственной валюте, в которой могут расплачиваться многие российские компании.
У банков есть всего несколько недель, чтобы закрыть невыполненные контракты, такие как деривативы, с российскими клиентами, находящимися под санкциями, и тщательно следить за тем, чтобы каждая оставшаяся транзакция с клиентами, не находящимися под санкциями, не нарушала ограничения косвенно.
«Воздействие и необходимые действия будут зависеть от их индивидуальных обстоятельств», — заявила Международная ассоциация свопов и деривативов о своих членах.
«Рамположение»
Санкции означают, что некоторые из ключевых предпосылок для участия в зарубежной торговле, привлечении капитала или консультационной деятельности больше недоступны, включая рыночные данные и рейтинговые услуги для суверенных и корпоративных долговых обязательств или акций.
Без них банки не могут легко судить о стоимости или кредитоспособности актива или точно оценить, сколько рискового капитала им необходимо держать, чтобы соответствовать их собственным внутренним нормативным требованиям.
Итальянский UniCredit заявил, что ему, возможно, придется списать 7,4 миллиарда евро в случае свертывания своего российского бизнеса в худшем случае, а генеральный директор Андреа Орсель предупредила, что «выпутаться» из страны — огромная задача.
Moody's, Fitch и S&P Global снизили свои рейтинги России на несколько пунктов после начала военной операции в Украине, в результате чего суверен глубоко погрузился на «мусорную» территорию.
Вероятны и дальнейшие понижения рейтингов, поскольку правительство борется за то, чтобы не допустить первого после большевистской революции дефолта по выплате международно долга.
Лондонская фондовая биржа на прошлой неделе приостановила продажу всех продуктов и оказание услуг для всех клиентов в России.
Бухгалтерские фирмы «Большой четверки» также разорвали связи, из-за чего банкам стало труднее проводить аудит своего бизнеса в соответствии с международно признанной практикой.
Общественная реакция на спецоперацию России также вызывает беспокойство.
Deutsche Bank резко изменил курс после резкой критики со стороны некоторых инвесторов и политиков после того, как первоначально заявил, что планирует поддерживать связи с Россией.
А австрийский Raiffeisen, один из европейских банков, наиболее подверженных влиянию России, заявил, что изучает возможность вывода средств, хотя ранее заявлял, что не планирует этого делать.
По мнению Пушана Датта, профессора экономики INSEAD, сдвиг в глобальной геополитике подвергнет банки повышенному риску юридических и нормативных проблем, связанных с Россией, на десятилетия вперед.
«Если режим не изменится, Россия останется отрезанной от международной банковской системы», — сказал Датт.
Шинайд Круз и Хью Джонс в Лондоне © 2022 Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Банк России уточнил действующие до сентября правила выдачи валюты гражданам
Банк России запретил иностранным юрлицам получать наличные доллары, евро, иены и фунты стерлингов
Шесть ответов на вопросы о системе SWIFT
ЦБ заморозил активы иностранцев и начнет поднимать рубль с колен с 10 утра на Мосбирже