Международные инвесторы готовятся к волне дефолтов по выплатам российского долга, поскольку Кремль ужесточает контроль над финансовой системой после начала спецоперации на Украине.
По данным ЦБ России, общий долг страны перед иностранцами на конец сентября составлял $490 млрд. Однако перед международными инвесторами стоит сложный вопрос: насколько большая часть — распределенная по облигациям, займам, прямым инвестициям и коммерческим кредитам — будет уничтожена.
Иностранцам принадлежат $20 млрд из $39.6 млрд непогашенного суверенного долга России в «твердой валюте», выпущенного в виде облигаций, деноминированных в долларах и евро. Они резко упали в цене после эскалации конфликта на Украине.
Особенно уязвимы тайваньские страховые компании, инвестировавшие в российские государственные облигации $4.5 млрд.
Рейтинговое агентство Fitch предупредило 8 марта о «неизбежности» дефолта по суверенному долгу России после расширения санкций против правительства, а также действий США и Великобритании по ограничению импорта российской нефти.
До начала спецоперации на Украине Россия должна была выплатить в этом году $4.7 млрд в виде процентов и основных платежей по суверенному долгу.
Россия должна была 16 марта осуществить выплаты на сумму $117 млн по двум государственным облигациям с 30-дневным льготным периодом, что позволило бы Москве отложить погашение до 15 апреля. Однако в этом случае JPMorgan обработал процентные платежи, отправленные Россией по облигациям, и передал их Citigroup, укрепив надежды на то, что Москва сможет избежать дефолта по долгу. JPMorgan запросил согласие Министерства финансов США перед отправкой средств, чтобы убедиться, что это не противоречит американским санкциям.
«Сложная ситуация»
Кроме того, на конец января международным инвесторам принадлежал суверенный долг в рублях на сумму $38 млрд или 19.1% от циркулирующих акций. Обвал рубля серьезно повлияет на долларовую стоимость этих активов.
По данным JPMorgan, иностранные инвесторы также владеют российскими корпоративными облигациями на сумму около $21.3 млрд, что составляет около 22% от общего объема циркулирующих внешних акций. Сейчас многие ожидают дефолта компаний-эмитентов, отчасти в результате новых мер контроля за потоками капитала, введенных Москвой в попытке удержать деньги. Российские экспортеры теперь должны конвертировать 80% валютных доходов в рубли, что осложнит обслуживание долга компаний.
«Некоторые из ключевых экспортеров сырьевых товаров попытаются погасить долги, тогда как другим компаниям будет предоставлен выбор. Для большинства выбор будет заключаться в том, чтобы не платить», — заявил Ерлан Сыздыков, руководитель глобального подразделения Amundi по развивающимся рынкам.
Значительная неопределенность также связана с российскими кредитными дефолтными свопами — производными контрактами, которые обеспечивают страховку от невыплаты долга, — поскольку рынок для них становится все более проблемным.
JPMorgan подсчитал, что непосредственно перед началом спецоперации чистая номинальная непогашенная стоимость российских дефолтных свопов (CDS) составляла $6 млрд, при этом в Amundi предположили, что она может достигать $50 млрд.
Некоторые трейдеры опасаются, что в случае дефолта российские CDS вообще могут не выплатить. При этом будут неизбежны сложные юридические процессы, если Москва решит, что долговые контракты позволяет ей погашать долги в рублях, а не в долларах или евро.
«Это очень сложная ситуация», — добавил Сыздыков.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Держатели евробондов РФ из США, Германии, Великобритании получили купонные выплаты в долларах
Дефолт отменяется: Россия провела долларовый платеж по еврооблигациям — Bloomberg
Что случится, если Россия объявит дефолт по суверенному долгу