Как сообщила израильская консалтинговая компания Windward Ltd., специализирующаяся на выявлении морских рисков с использованием искусственного интеллекта и спутниковых снимков, за неделю, закончившуюся 25 марта, на российских танкерах было зафиксировано по меньшей мере 33 случая так называемой «скрытой активности» — перемещение с отключенными бортовыми системами для передачи местоположения. Это более чем в два раза превышает средний показатель за неделю на уровне 14 судов в прошлом году.
По данным Windward, которая провела исследование по просьбе Bloomberg, скрытые операции осуществлялись в основном в исключительной экономической зоне России или рядом с ней. Скрытая активность наблюдается на судах, связанных с крупными корпорациями и многонациональными судоходными компаниями, а также с малым бизнесом.
Согласно международному морскому праву, во время нахождения в море коммерческие суда включают автоматическую идентификационную систему, или АИС. Отключение или манипулирование системой идентификации судна является одной из основных обманных практик в сфере судоходства, которую Министерство финансов США указало в мае прошлого года в рекомендациях по пресечению незаконных перевозок и уклонению от санкций.
«Нет никаких оснований для отключения АИС, — отметил Гур Сендер, руководитель проекта Windward, специализирующийся на соблюдении требований и выявлении рисков. — Чтобы защитить бизнес от контактов с лицами, подпадающими под санкции, крайне важно изучить, занимается ли судно обманной практикой для работы с определенными режимами».
После начала спецоперации на Украине 24 февраля США, Великобритания и другие союзники расширили санкции против Кремля. Президент США Джо Байден 8 марта издал указ, запрещающий импорт российской нефти и газа, а Великобритания в тот же день заявила, что прекратит импорт нефти к концу года. Обе страны, наряду с Канадой, также запретили российским судам заходить в свои порты.
Учитывая, что все больше стран и предприятий избегают торговли с Россией, российскому флоту придется вести скрытую деятельность и даже заниматься незаконными перевозками, чтобы оставаться на плаву, считает Ян Ралби, директор консалтинговой фирмы по морскому праву и безопасности I.R. Consilium, которая сотрудничает с правительствами.
«Россия быстро превратилась в государство-изгоя, поэтому они скрывают некоторые действия, поскольку многие люди на обеих сторонах транзита не хотят ассоциироваться с Россией, — отметил Ралби. — Везде, где Россия занимается общем управлением или эксплуатацией судна и владеет им, возникают опасения по поводу скрытой активности. Почти все их действия привлекают пристальное внимание и вызывают юридические проблемы из-за всех различных санкций».
Параллельный рынок
По словам Ралби, если изоляция российских судов и экипажей продолжится, у них не останется другого выбора, кроме как принимать поступающие предложения, что вынудит их соглашаться на «всевозможные преступные и незаконные манипуляции».
«Может появиться параллельный глобальный рынок, где все эти подпавшие под санкции государства и их сторонники будут вести внутреннюю торговлю», — добавил он.
Согласно Windward, во многих случаях скрытые операции осуществляются между судном под российским флагом или принадлежащим России судном и судами, которые не являются российскими. Суда, которые проводят совместные операции, передают сигналы о движении и скорости, даже если их транспондеры выключены. Также выявить операции могут спутниковые снимки.
Данные Windward показывают, что количество встреч между судами, которые длились не менее трех часов между российскими нефтяными танкерами и нероссийскими судами, в целом остается нормальным. Этого времени достаточно, чтобы нефтяные танкеры переместили грузы на третье судно, на которое не распространяются санкции или запреты.
Операции также осуществляются достаточно близко к портам, где суда могут загружать чистые топливные продукты.
Windward также обнаружила несколько судов, которые впервые вошли в российские территориальные воды и порты, хотя общее количество судов, совершающих первый рейс в Россию, сокращается.
С начала конфликта в российские территориальные воды впервые вошли 22 уникальных судна, некоторые из которых принадлежат компаниями, зарегистрированными в Великобритании, США и Германии, или управляются ими.
В одном случае танкер, управляемый американской компанией, вышел из китайского города Дунъин 25 февраля и вошел в российские воды 3 марта, впервые зайдя в порт Находка. Танкер вышел из порта и дрейфовал в российских водах, а затем 19 марта зашел в терминал в порту Владивостока.
Американский запрет на российскую нефть, введенный 8 марта, касается новых закупок, однако он предполагает 45-дневное окно, в течение которого американские покупатели должны свернуть действующие контракты.
«Хотя этот рейс не считается нарушением законов или санкций, о по-прежнему вызывает вопросы», учитывая нынешнюю политику США, говорится в заметке Windward: «Будет интересно посмотреть, сохранится ли эта тенденция и сколько компаний будут считать эти новые нормы и ограничения простыми рекомендациями».
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Индия скупает дешевую российскую нефть, следующим может стать Китай
Европа может остаться без дизельного топлива
Китайская Sinopec приостанавливает проекты в России, Пекин опасается санкций — источники Reuters