Во время нефтяного кризиса 1970-х годов после введения эмбарго нефть за три месяца подорожала в четыре раза. В то же время в США думали, что потеря доли рынка нанесет финансовый ущерб нефтедобывающим странам. Однако производители компенсировали потерю доли рынка гораздо более высокими ценами.
Американские потребители сильно пострадали из-за нехватки топлива и принятия срочных мер для энергосбережения, поскольку потребление нефти в стране постоянно увеличивалось в течение десятилетий благодаря дешевой ближневосточной нефти.
И хотя эмбарго не коснулось Европы, континент пострадал еще больше из-за роста цен. Было установлено нормирование расхода топлива и введены национальные ограничения по допустимому скоростному режиму для экономии топлива.
Последняя мера, касающаяся ограничения скорости, может показаться знакомой тем, кто следует рекомендациям Международного энергетического агентства по энергосбережению: это одна из десяти мер, предложенных МЭА для снижения зависимости ЕС от российского ископаемого топлива.
По словам Ергина, одна из причин, по которой нынешний кризис может быть хуже, чем в 1970-х годах, связана с тем, что сегодняшний дефицит связан со всеми видами ископаемого топлива, а не только с нефтью.
«Я думаю, что все может быть хуже, — заявил эксперт агентству Bloomberg. — Это связано с нефтью, природным газом и углем, и в этом участвуют две страны, которые являются ядерными сверхдержавами».
Катастрофические последствия
Даже если не брать в расчет понятное беспокойство, которое вторая половина заявления вызовет в Европе или Северной Америке, первая часть говорит о многом. Европа импортирует из России почти половину угля и природного газа и примерно четверть нефти. При этом ЕС решил запретить импорт российского угля в попытке нанести ущерб российской экономике, чтобы наказать Россию за действия на Украине.
После объявления о запрете, который еще необходимо утвердить, произошло следующее. Индонезия подняла цены на отечественный уголь на 42%, австралийские угледобывающие компании заявили об ограниченных возможностях заменить российский уголь, а цены на уголь в Азии резко подскочили на фоне сообщений о том, что европейские покупатели ищут новые поставки угля для замены.
Происходящее на рынке угля в значительной мере совпадает с тем, что будет происходить на рынках нефти и газа. Как отметил Ергин в интервью Bloomberg, на мировом рынке газа уже наблюдается дефицит, и, если российский газ перестанет поступать, его нечем сразу заменить. И это несмотря на усилия американских производителей СПГ по наращиванию экспорта.
Другой эксперт по энергетике, Дэвид Блэкмон, заявил на этой неделе, что у США нет физических средств для выполнения обещания, которое Байден дал ЕС по поводу дополнительной поставки 15 млрд кубометров газа в виде СПГ. Среди сдерживающих факторов Блэкмон отметил время, необходимое для увеличения добычи газа и расширения мощностей по сжижению, а также ограниченный парк танкеров СПГ и уже существующие обязательства по экспорту СПГ перед другими покупателями.
Учитывая ограниченное предложение ископаемого топлива и спрос, который, похоже, сильно превышает предложение, ситуация уже стала критичной даже без эмбарго на нефть или газ, которое, как отметил высокопоставленный чиновник ЕС, может стать «необходимым» в какой-то момент. Стоимость жизни повышается по всему континенту, и правительства изо всех сил пытаются ограничить этот рост. Если ЕС решит ввести эмбарго, последствия могут быть катастрофическими, о чем уже несколько недель предупреждают практически все аналитики.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания OilPrice
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Полный запрет ЕС на российский уголь будет перенесен на середину августа — источник Reuters