Россия делает храброе лицо, когда речь заходит о планируемом в Европе запрете на импорт угля, а Москва заявляет, что просто будет продавать его на другие рынки.
Поезда движутся на Бородинском карьере, принадлежащем Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), недалеко от сибирского города Бородино к востоку от Красноярска, Россия, 26 февраля 2019 года. REUTERS/Илья Наймушин
Под другими рынками Россия, скорее всего, имеет в виду Азию, и Москва, скорее всего, безнадежно оптимистична, если думает, что Азия резко переключится на российский уголь и заменит то, что потеряно в экспорте в Европу.
8 апреля Европейский союз согласовал ряд новых санкций в отношении России, включая запрет на импорт угля, общий объем которого в 2021 году составил 48,7 млн тонн.
Россия нанесла ответный удар позже в тот же день, заявив, что экспорт угля будет перенаправлен на другие рынки и что запрет будет иметь неприятные последствия для Европы.
Но Москву может ожидать шок, если она сделает ставку на Азию, поскольку уже есть признаки того, что самый густонаселенный континент, скорее всего, в ближайшие месяцы будет покупать меньше российского угля, а не больше.
Япония, третий по величине импортер угля в мире, уже приняла решение о запрете импорта из России, а министр торговли Коичи Хагида 8 апреля заявил, что страна прекратит закупки у России и попытается найти альтернативы.
Россия составляла около 11% японского импорта угля в 2021 году, и прекращение закупки, вероятно, будут сопряжено с высокими затратами, учитывая, что альтернативы, вероятно, ограничены более дорогими и географически удаленными грузами из Австралии и Соединенных Штатов.
Япония, похоже, уже сокращает импорт российского угля: аналитики по сырьевым товарам Kpler оценивают, что апрельский импорт составит около 687 000 тонн, по сравнению с 871 000 тонн в марте и официальными таможенными данными в 1,57 миллиона в феврале.
Если Япония полностью откажется от российского угля, это означает, что почти 20 миллионов тонн угля будут искать новых покупателей, учитывая, что официальный импорт Японии из России в 2021 году составил 19,73 миллиона тонн.
Китай, крупнейший в мире импортер угля, может показаться очевидным направлением для российского угля, учитывая продолжающуюся поддержку Пекином Москвы после 24 февраля.
Но Китай также рассматривает возможность сокращения общего объема импорта угля на целых 30% в этом году на фоне рекордного внутреннего производства и высокой стоимости импорта.
Китай принял меры по ограничению внутренних цен на уголь, чтобы ограничить затраты на электроэнергию, что делает импорт энергетического угля в значительной степени неконкурентоспособным, помимо низкоэнергетического, но также и с низким содержанием примесей угля из Индонезии, который используется для смешивания с отечественным углем с более высокой зольностью для использования на электростанциях на юге Китая.
Китай также импортировал меньше российского угля в последние месяцы: данные Kpler по морским поставкам показали 2,4 млн тонн в марте, 2,34 млн в феврале и 2,84 млн в январе.
Это контрастирует с периодом с марта по декабрь прошлого года, когда ежемесячный морской импорт Китая из России не опускался ниже 3 миллионов тонн и достиг максимума в 5,32 миллиона в августе прошлого года, по данным Kpler.
В то время как Китай может быть рад покупать российский уголь со скидкой, есть вопросы относительно того, нужно ли ему наращивать объемы, учитывая высокую внутреннюю добычу и вероятность того, что российский уголь не подходит в качестве замены индонезийским грузам.
Надежды на Индию
Индия, второй по величине импортер угля в мире, вероятно, является лучшей надеждой России в Азии, поскольку Нью-Дели также воздержался от осуждения спецоперации Украине и будет стремиться обеспечить более дешевые поставки энергоносителей.
Индия не является крупным покупателем российского угля: по данным Kpler, импорт в марте составил 1,04 млн тонн, что стало максимальным показателем с января 2020 года.
Более типичные ежемесячные объемы поставок из России составляют от 400 000 до 600 000 тонн, что делает Россию второстепенным поставщиком в Индию по сравнению с Австралией, Индонезией и Южной Африкой.
Но с учетом того, что globalCOAL оценила австралийский энергетический уголь в порту Ньюкасла на прошлой неделе в 297,40 доллара за тонну, а южноафриканский эквивалент - в 265 долларов, Индия просто не может позволить себе импортировать по этим ценам, поскольку электростанции будут в значительной степени убыточными.
Вопрос для рынка заключается в том, сможет ли Индия приобрести российский уголь с достаточно высокой скидкой, чтобы сделать его выгодным, особенно учитывая относительно длительные морские рейсы, которые потребуются как из европейских, так и из азиатских портов России.
Южная Корея, четвертый по величине импортер угля в Азии, также отказывается от российских грузов, по крайней мере, одна компания прекратила закупки после 24 февраля.
По данным Kpler, Южная Корея закупала от 1,2 млн до 1,5 млн тонн российского угля в месяц.
За пределами основных азиатских импортеров угля у России есть определенные возможности для увеличения поставок более мелким покупателям, особенно тем, кто испытывает трудности из-за текущих высоких цен.
Но даже если бы Пакистан и Бангладеш покупали большую часть своего угля у России, этого было бы недостаточно, чтобы компенсировать вероятные потери от Японии, Южной Кореи и, скорее всего, Китая.
Автор: Клайд Рассел
По материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Евросоюз сократит 10% российского импорта новыми масштабными санкциями
США запретили импорт российской нефти, газа, любых энергоносителей Макрон потребовал запретить импорт нефти и угля из России