График Baltic Dry Index отражает взлет ставок фрахта сухогрузов с пиком в октябре 2021 года на фоне глобального дефицита сырья, его последующее падение во время празднования Лунного нового года в Азии и отскок после начала СВО на территории Украины. Источник: Bloomberg
По словам главы Международной палаты судоходства (ICS), конфликт на Украине окажет дополнительное давление на страны-импортеры зерна в Африке и Азии, так как сокращение количества судов для доставки грузов провоцирует рост стоимости фрахта.
Около 80–100 судов, в основном сухогрузов, уже почти два месяца не могут покинуть украинские воды из-за подводных мин и военных блокад, заявил в интервью Bloomberg председатель ICS Эсбен Поулссон. Ставки фрахта сухогрузов растут, поскольку их владельцы и фрахтователи прогнозируют, что суда будут стоять на приколе в течение длительного времени.
По словам Поулссона, торговые потоки зерна претерпевают значительные изменения, и расстояние, которое судам придется преодолевать, чтобы доставить грузы из Америки в другие регионы мира, окажется больше привычных маршрутов из Черного моря.
«Это будет иметь ощутимые последствия для более бедных стран Африки, которые не могут позволить себе платить огромные суммы за необходимое им зерно», — предсказывает Поулссон.
Специальная военная операции России на Украине спровоцировала хаос в мировой торговле зерном, объем которой составляет 120 миллиардов долларов, поскольку поставки из черноморской житницы становятся все более сложными. Но появляются и новые направления торговли: производители в Америке отправляют грузы потребителям в Африке и Юго-Восточной Азии, причем в некоторых случаях это происходит впервые за многие годы. Китай наращивает закупки кукурузы в США, а Бразилия поставляет пшеницу в такие страны, как Турция, Южная Африка и Судан.
Резкий рост ставок фрахта может привести к дальнейшему росту цен на продукты питания, усилить инфляционное давление на потребителей и усугубить глобальный продовольственный кризис. Индекс мировых цен на продукты питания, который рассчитывает Организация Объединенных Наций, в марте достиг нового рекордного уровня, и от этого больше других страдают бедные страны, где на продукты питания приходится значительная часть потребительских расходов.
«Здесь и сейчас ставки фрахта не только останутся высокими, но могут и немного повыситься», — полагает Поулссон, чья организация представляет судовладельцев и операторов судов, на долю которых приходится около 80% мировой торговли товарами. — «Но ставки будут волатильными, потому что ситуация может измениться».
Baltic Dry Index, бенчмарк для ставок фрахта сухогрузов, в прошлом году резко вырос, поднявшись в октябре до 13-летнего максимума на фоне глобального дефицита сырья, а затем резко упал, так как борьба Китая с загрязнением окружающей среды со стороны заводов и фабрик ослабила спрос на железную руду. На настоящий момент индекс находится на 65% выше январского минимума.
Помимо ситуации в Украине, динамика ставок фрахта подвержена сильному влиянию со стороны локдаунов в Китае. Сотни сухогрузов сталкиваются с задержками разгрузки у побережья Китая, поскольку власти городов, включая Шанхай, ввели жесткие ограничительные меры в сфере борьбы с пандемией.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Южная Америка пытается заработать на продовольственном кризисе
Россия может ограничить поставки сельскохозяйственной продукции только в «дружественные» страны
Санкции против российских удобрений могут подорвать мировую продовольственную безопасность
Назревает глобальный продовольственный кризис — российский миллиардер
Конфликт на Украине убивает глобальную продовольственную систему