В последние недели Россия увеличила поставки нефти ключевым потребителям, что противоречит ее положению изгоя на мировых энергетических рынках. Все бóльшую популярность набирает следующий способ: танкеры с пометкой «пункт назначения неизвестен».
По данным TankerTrackers.com, экспорт нефти из российских портов в страны-члены Европейского союза, которые являются крупнейшими покупателями российской нефти, вырос в апреле в среднем до 1.6 млн баррелей в сутки. После начала спецоперации на Украине экспорт сократился в марте до 1.3 млн в сутки. Аналогичные данные от Kpler, другого поставщика данных о сырьевых рынках, показали, что в апреле потоки увеличились до 1.3 млн в сутки по сравнению с 1 млн в середине марта.
Однако формируется непрозрачный рынок, позволяющий скрыть происхождение нефти. В отличие от ситуации до эскалации росийско-украинского конфликта покупатели нефти обеспокоены репутационным риском вокруг торговли нефтью, финансирующей правительство, которое западные лидеры обвиняют в военных преступлениях.
Нефть из российских портов все чаще отправляется без указания конкретного пункта назначения. Согласно TankerTrackers.com, в апреле на танкеры без определенного маршрута было загружено более 11.1 млн баррелей, что больше, чем в любую другую страну. До спецоперации такого почти не наблюдалось.
Одна из причин для сокрытия происхождения российской нефти в том, что страны отчаянно нуждаются в нефти для поддержания экономики и предотвращения дальнейшего роста цен на топливо. Однако компании и посредники хотят спокойно торговать без каких-либо последствий за содействие сделкам, которые в итоге финансируют Москву.
Обходные пути
По словам аналитиков и трейдеров, использование пометки «пункт назначения неизвестен» говорит о том, что нефть перемещается на более крупные суда в море. Российская нефть затем смешивается с грузом на судне, стирая данные о происхождении. Это старая практика, которая позволяет экспортировать товары из стран, подпадающих под санкции, таких как Иран и Венесуэла.
Как рассказали операторы судов, люди, участвовавшие в перевалке, и две компании, отслеживающие суда, танкер Elandra Denali находился у берегов Гибралтара на прошлой неделе, когда на него было загружено три партии нефти с танкеров, вышедших из российских портов Усть-Луга и Приморск. Судя по записям, судно отправилось из Инчхона, Республика Корея, и планирует прибыть в Роттердам, ключевой нефтеперерабатывающий порт в Нидерландах.
По словам трейдеров, на рынке также предлагаются новые сорта нефтепродуктов под названием «латвийская смесь» и «туркменская смесь», при этом следует понимать, что они содержат значительное количество российской нефти.
Продажа нефти позволяет России подпитывать экономику и государственные расходы. Стране приходится прилагать немало усилий, чтобы продавать нефть в тех же объемах и по тем же ценам, что и до конфликта, однако в стране все равно накапливаются избытки нефти.
США, Великобритания, Канада и Австралия запретили импорт российской нефти. ЕС гораздо сильнее зависит от российских энергоносителей, импортируя из России 27% нефти. Европейские лидеры обсуждают возможность нефтяного эмбарго, но пока не приняли никаких мер, поскольку они хотят изолировать Россию, не причиняя вреда собственной экономике из-за повышения цен на энергоносители.
Несмотря на отсутствие ограничений, многие европейские энергетические компании ввели самосанкции после начала спецоперации, поскольку банки прекратили финансировать сделки, а расходы на страхование резко выросли. Экспорт нефти из России сократился в марте, что привело к увеличению объемов во внутренних хранилищах и сокращению производства на некоторых НПЗ.
Рост поставок в Европу в апреле, а также поставок без указания пункта назначения свидетельствует о том, что некоторые компании ищут обходные пути.
«Введение Евросоюзом полных санкций в отношении российской нефти равносильно тому, что завтра вы сократите зарплату на 40%, и вам нужно будет продолжать жить так, как будто ничего не произошло, — отметил Джованни Стауново, аналитик по сырьевым товарам UBS Group AG. — В то же время на рынке существуют огромные скидки на российскую нефть. Некоторые считают эти условия весьма привлекательными».
По словам трейдеров, популярный сорт российской нефти Urals, стоит на $20-$30 меньше эталона Brent. До обострения конфликта он обычно соответствовал базовому показателю или был дешевле на доллар или два. Россия заключила несколько сделок по продаже нефти индийским покупателям.
Компании наращивают покупки
Большая часть российской нефти по-прежнему четко обозначена в сопроводительных документах. Объем нефти, отправленной в Румынию, Эстонию, Грецию и Болгарию, в этом месяце вырос более чем в два раза по сравнению со средними показателями за март. Также существенно увеличились объемы для Нидерландов, крупнейшего покупателя в Европе, и Финляндии.
Некоторые покупатели спешат завершить бизнес в ожидании потенциальных ограничений, в то время как другие утверждают, что выполняют сделки, заключенные до спецоперации. Санкции вынудили бы их разорвать эти контракты.
«Тот факт, что они покупают больше, чем до введения российских войск, говорит о том, что это происходит не только из-за долгосрочных контрактов, — считает Саймон Джонсон, профессор экономики Массачусетского технологического института и бывший главный экономист Международного валютного фонда. — Речь также идет о дешевой энергии. Это может продолжаться до тех пор, пока не будет введено полное эмбарго».
Как сообщает исследовательская группа Global Witness, сотрудничающая с украинским правительством, в последние недели крупнейшие нефтяные компании и торговые дома, осуществляющие операции с сырьевыми товарами, включая Royal Dutch Shell PLC, Repsol SA, Exxon Mobil Corp., Eni SpA, Trafigura Group и Vitol Group, зафрахтовали суда для транспортировки нефти с российских нефтяных терминалов на побережье Черного и Балтийского морей в порты Европейского союза. Согласно информации, в этом месяце грузы прибыли в Италию, Испанию и Нидерланды.
Представитель Repsol заявил, что недавние поставки связаны с долгосрочными обязательствами, взятыми еще до 24 февраля. Shell, Exxon и Eni отметили, что транспортируют нефть из Казахстана через российский порт. Trafigura заявила, что сократила объемы торговли российской нефтью. В Vitol не ответили на запрос о комментариях.
7 апреля Shell заявила, что прекратит покупать российскую нефть на спотовом рынке, однако по закону она обязана принимать поставки в соответствии с контрактами, подписанными до начала спецоперации. Компания считает, что продукты переработки имеют российское происхождение, если смеси содержат 50% или более нефти из России, сохраняя возможность для торговли такими продуктами, как дизельное топливо, если оно содержит 49.9% российской нефти или меньше.
13 апреля украинское правительство направило письмо директору Shell Бену ван Бердену, в котором раскритиковало этот подход, заявив, что «идея о том, что какая-либо компания продолжит спонсировать военную машину Путина с помощью бухгалтерских уловок, достойна сожаления».
«Это национальный позор для многих правительств и учреждений, которые финансируют агрессию по отношению к нам», — заявил Олег Устенко, экономический советник президента Украины.
По словам представителя Shell, «ограничительные меры, самостоятельно введенные компанией, выходят далеко за рамки любых мер Европейского союза, действующих сегодня».
Чиновники из ЕС разрабатывают план потенциального эмбарго, но сроки пока обсуждаются из-за предстоящих выборов во Франции и противодействия со стороны Германии. Эмбарго, скорее всего, будет введено только спустя некоторое время. Есть опасения, что трейдеры уже разрабатывают способы для сохранения притока нефти.
«Даже если ЕС введет нефтяное эмбарго, вспомнят ли они о санкциях против танкеров? Можно ожидать увеличения числа перевалок с одного судна на другое вдали от побережья», — отметил Саймон Джонсон.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Wall Street Journal
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Россия будет строить нефтехранилища и искать новые направления экспорта в условиях санкций
Если Европа резко запретит российскую нефть, цены поднимутся до $185 — JPMorgan
Парадокс: экспорт российской нефти растет после санкций Запада