ЕС получает из России четверть всей потребляемой регионом нефти. Европейский Союз совместно с США уже ввели множество масштабных санкций в отношении России из-за военной операции на Украине. Несмотря на то что нефтегазовая отрасль кажется очевидной мишенью для санкций, как это было в Иране и Венесуэле, пока реальные ограничения ввели только США и Великобритания. Обе страны заявили, что полностью перестанут импортировать российскую нефть. Но не сразу.
Однако сильнее всего украинское правительство давит на страны ЕС, побуждая их ввести санкции против российских энергоресурсов. Исходя из публичных заявлений различных чиновников, страны готовы сделать это, но в какой-то более поздний срок. Между тем Россия продолжает продавать как нефть, так и газ всей Европе, хотя многие европейские покупатели самостоятельно ввели санкции и сократили свои закупки российских углеводородов.
Даже без нефтяного эмбарго российская нефтяная промышленность уже ощущает влияние санкций. Даже президент Путин признал, что санкции повлияли на нормальную работу отрасли, добавив, что России необходимо переориентировать свои нефтяные потоки из Европы в Азию.
Тем не менее, насколько сильным был удар и насколько серьезным будет полное нефтяное эмбарго со стороны ЕС, остается неясным. На этой неделе, один из самых ярых критиков Кремля Михаил Ходорковский заявил, что «если Путину придется перенаправить экспорт нефти и газа с европейского на азиатские рынки, страна потеряет половину своих доходов».
«Сможет ли он продолжать войну и как долго он сможет продолжать войну в этих обстоятельствах? Мне трудно сказать», — сказал Ходорковский. «Но я думаю, что это был бы очень серьезный удар».
Конечно, было бы удивительно, если бы человек, столь критически относящийся к политике Москвы, как Ходорковский, сказал что-то другое об уязвимости России. С другой стороны, российские власти также вряд ли признают все негативные последствия, связанные с нефтяным эмбарго. Однако суть не в том, каким будет абсолютный эффект. Нужно оценивать его относительно последствий, с которыми столкнется ЕС.
Россия является третьим по величине производителем сырой нефти в мире и крупнейшим экспортером как нефти и нефтепродуктов. До первой волны санкций более половины всей экспортируемой нефти шло в Европу. С тех пор количество российской нефти, поступающей в ЕС, сократилось и, по данным Международного энергетического агентства, в мае снизится еще сильнее из-за закрытия скважин.
Естественно, такой существенный спад производства будет ощутимым для российского бюджета. Однако для ЕС полное и тем более незамедлительное эмбарго в отношении российской нефти будет еще более болезненным, поскольку альтернативным поставщикам понадобится время, чтобы заменить Россию на этом рынке.
Европейские правительства уже принимают меры, чтобы помочь своему населению справиться с более высокими ценами на энергоносители. Существенные скидки на бензин и дизельное топливо были введены, например, во Франции, Германии, Италии и Испании. Нидерланды, тем временем, снижают акциз, чтобы снизить цены на заправках.
Но это все мелочи по сравнению с тем, что будет в случае полного эмбарго. Что еще более важно, ЕС нужно будет срочно найти где-то 3 млн баррелей нефти в день. Регион уже покупает нефть в США, но ему придется нарастить резко нарастить поставки, что весьма затруднительно, учитывая отсутствие нефтепровода через Атлантику. И именно поэтому ЕС до сих пор не ввел полное нефтяное эмбарго и вряд ли сделает это в ближайшем будущем.
Подготовлено Profinance.ru по материалам ресурса OilPrice
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Компания Роснефть не смогла продать нефть за рубли
Нефтетрейдер Trafigura до 15 мая прекратит покупать нефть у «Роснефти»