Польша хочет, чтобы союзники по ЕС согласовали новые полномочия, облегчающие арест и продажу российских активов, пострадавших от санкций, поскольку государства-члены обдумывают огромные затраты на восстановление Украины после военного конфликта.
Разрушенный мост в Ирпене, на окраине Киева. По оценкам официальных лиц Брюсселя, восстановление всей страны обойдется в сотни миллиардов евро © Emilio Morenatti/AP
Варшава заявляет, что имущество российских олигархов, пострадавших от санкций, а также сотни миллиардов евро из резервов российского центрального банка, замороженных западными державами, должны быть доступны для финансирования восстановления разрушений в Украине.
«Самый основной принцип заключается в том, что Россия начала эту войну, и поэтому они должны заплатить за нее», — сказал в интервью Financial Times заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонски.
«Мы считаем, что должно быть принято политическое решение о том, что мы хотим двигаться в этом направлении и что мы готовы конфисковать эти активы навсегда. Как это сделать — мы открыты для обсуждения».
Чиновники ЕС предупреждают об огромных юридических препятствиях для конфискации активов в государствах-членах, включая строгие гарантии и требования в отношении надлежащей правовой процедуры, которые затрудняют конфискацию имущества вне рамок уголовного процесса. Некоторые юристы предупреждают, что упрощение конфискации имущества может создать опасный прецедент и поставить под угрозу права собственности.
Но тема конфискации активов привлекает внимание в Европе, где Польша является самым активным сторонником идеи, которая также внимательно изучается Европейской комиссией. В США сенаторы, включая Шелдона Уайтхауса из Демократической партии и республиканца из Южной Каролины Линдси Грэма, продвигают закон о расширении полномочий по конфискации для финансирования восстановления Украины. По оценкам официальных лиц Брюсселя, реконструкция обойдется в сотни миллиардов евро.
«Все понимают, что это скользкий путь, если власти волей-неволей начнут изымать замороженные активы, но ясно, что активы как олигархов, так и российского Центробанка можно было бы с пользой использовать для восстановления и гуманитарной помощи Украине», — сказал Нейт Сибли, исследователь из Хадсоновского института.
Другие идеи, направленные на обеспечение того, чтобы Россия вносила свой вклад в восстановление Украины, включают предложение Эстонии о переводе части платежей за российские нефть и газ на депозитный счет для финансирования восстановления.
Хотя санкции ЕС обеспечивают правовую основу для замораживания активов, сами по себе они не являются основанием для конфискации, заявил представитель комиссии.
Тем не менее, добавил он, чиновники рассматривают вопрос, «могут ли и в какой степени замороженные активы отдельно подлежать замораживанию и конфискации, если они соответствуют стандартам соответствующего национального уголовного законодательства».
В Брюсселе рассматривается вариант: уточнить, могут ли власти конфисковать активы в случаях, когда лицо уклоняется от санкций. Это средство правовой защиты будет доступно только в странах ЕС, где уклонение от санкций является уголовным преступлением.
В Италии, где власти заморозили роскошные суперяхты и обширные прибрежные виллы стоимостью более 1 миллиарда евро, принадлежащие пострадавшим от санкций российским олигархам, жесткие законы о борьбе с мафией предлагают потенциальную модель того, как такие активы могут быть конфискованы и проданы.
Итальянское государство имеет право конфисковывать и распоряжаться активами людей, связанных с организованной преступностью, если это лицо считается «социально опасным». Ветеран итальянской прокуратуры по борьбе с мафией сказал, что эта концепция может быть использована для конфискации активов российских олигархов, которые поощряли или получали прямую выгоду от войны в Украине.
«Если вы хотите применить что-то подобное к олигархам, общественная опасность должна основываться на связи с режимом, который развязал войну», — сказал прокурор. «Нельзя все отобрать только потому, что вы богатый и русский».
Имущество также может быть конфисковано в Италии, если активы человека превышают его известные источники законного дохода или если его богатство происходит из незаконного источника. По словам итальянского прокурора, в отношении некоторых российских олигархов могут быть возбуждены дела о конфискации активов, «если вы сможете доказать, что благодаря связям с Путиным они стали богатыми».
Юристы подчеркивают, что олигархам ранее удавалось отменять санкции в судебном порядке, дающие им право на возврат замороженных активов. Чиновники ЕС добавляют, что сумма, которую можно взыскать с олигархов, может оказаться недостаточной, чтобы иметь большое значение для любой компенсации. Для некоторых приоритетом является надлежащее применение санкций и, в первую очередь, успешное отслеживание активов олигархов.
По мнению некоторых экспертов, резервы российского центрального банка, которые были заморожены в прошлом месяце, представляют собой более многообещающую цель. Прецедентов для таких действий мало, хотя некоторые юристы указывают на решение США выделить 3,5 миллиарда долларов замороженных активов афганского центрального банка на нужды, включая гуманитарную помощь.
«Им нужно обратить внимание на активы российского центрального банка, если они хотят реально изменить ситуацию», — сказал Сибли. «Продажа конфискованных яхт имеет скорее символическое значение».
Отвечая на вопрос о резервах центрального банка, Джанет Йеллен, министр финансов США, на прошлой неделе сказала, что было бы правильно рассчитывать на то, что Россия покроет некоторые «огромные» расходы на восстановление Украины.
Однако она добавила, что неясно, потребуется ли новое законодательство, и что партнеры по коалиции США должны чувствовать себя комфортно.
«Я бы не хотела думать так легкомысленно», — добавила она.
По материалам Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Украина ищет российские активы и призывает конфисковать нефтяной флот в целях репараций