Евросоюз всерьез намерен ввести санкции в отношении российской нефти. Даже Германия, крупнейшая экономика блока, заявляет, что не будет выступать против эмбарго. Но что на самом деле можно считать «российской нефтью»?
Ввести ограничения на нефть — это одно. Пытаться пресечь продажи нефтепродуктов — задача куда более сложная, в том числе и потому, что не понятно, что включать в санкционный список.
Нюансы нефтяного эмбарго
Для сырой нефти это (относительно) просто. Санкции применяются к нефти, которую выкачивают с нефтяных месторождений на территории России, и которая приносит доход российскому правительству в виде экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.
Неопределенность возникает в связи с сортом КТК, который поставляется с терминала на российском черноморском побережье, вблизи, но все же отдельно от Новороссийска, который считается главным экспортным портом в регионе. Смесь содержит некоторые молекулы российского происхождения, и организации, отслеживающие поставки "«российской» нефти, уже выявили и заподозрили тех, кто ее покупает.
Но ситуация не так проста. На экспортном терминале КТК содержит около 90% нефти из Казахстана и 10% нефти, поступающей с месторождений в российском секторе Каспийского моря, которые эксплуатируются российской нефтяной компанией ПАО «Лукойл».
Технически можно отделить молекулы русской нефти перед экспортом. Об этом говорится в руководстве Минфина США по нефтяным санкциям в отношении России. На практике никто этого делать не будет. Российские операторы экспортного терминала не собираются отделять молекулы от российских нефтяных месторождений только для того, чтобы покупателям было легче соблюдать санкции. Вероятно, это делает их тоже кандидатами на санкции.
Однако нефтепровод КТК транспортирует около 80% всего экспорта сырой нефти из Казахстана и никакими другими путями ее не доставить. Так что выбор ясен: запретить экспорт через КТК и убить экономику Казахстана, при этом не причинив вреда России. Или закрыть глаза на то, что Москва продолжает экспортировать минимальный объем нефти через этот нефтепровод.
Казначейство США обновило руководство в середине марта, отметив, что нефть КТК «продается и загружается с сертификатом происхождения, подтверждающим, что нефть добыта на территории Казахстана», и что «граждане США могут разумно полагаться на сертификат происхождения».
Таким образом, российская нефть будет продолжать просачиваться на рынок, как и поставки из Ирана и Венесуэлы, которые тоже находят своих покупателей, несмотря на санкции. Можно было бы предпринять шаги по ограничению и постепенному сокращению этих потоков с течением времени, например, предоставив исключения тем покупателям, которые гарантируют постепенный отказ от нефти из России. Администрация Обамы относительно успешно применяла этот подход в отношении санкционной иранской нефти. Да, будет некоторая контрабанда и смешивание российской нефти с другими сортами, но ни одна система не будет идеальной.
Нефтепродукты с примесью санкций
С продуктами нефтепереработки дело обстоит еще сложнее.
С топливом, произведенным на российских НПЗ, все понятно. Запрет США на импорт уже ударил по российским нефтеперерабатывающим заводам, которые имеют мало других торговых точек для продажи мазута и вакуумного газойля и не могут остановить производство. Накопление непроданных продуктов вынудило их сократить пропускную способность, поскольку у них заканчивается место для хранения.
Но как насчет, например, дизельного топлива, произведенного на индийском нефтеперерабатывающем заводе, который начал импортировать российскую нефть наряду с поставками от традиционных поставщиков на Ближнем Востоке? Как классифицировать эти продукты? Москва не увидит налоговых поступлений от продажи дизельного топлива — она уже собрала их с продажи сырья. Но если разрешить такие продажи, у индийских нефтеперерабатывающих заводов не будет мотивации отказываться от российской нефти. And their purchases have soared since Moscow’s invasion of Ukraine.
Поставлять нефть из западных регионов России в Индию и Китай гораздо дороже, чем в Европу, поэтому производителям приходится делать большие скидки, чтобы компенсировать затраты на перевозку. Кроме того, нужно больше судов, причем рейсы в Азию занимают как минимум в четыре раза больше времени, чем в Европу.
Динамика нефтяного рынка, где дизельное топливо уже в дефиците, а цены выросли до рекордных максимумов, может затруднить введение санкций в отношении продуктов, перерабатываемых из российской нефти, но за пределами России. Скорее всего, Западу придется смириться с этими санкционными издержками.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
ЕС может предложить Венгрии и Словакии освобождение от российского нефтяного эмбарго
Россия увеличивает экспорт нефти, несмотря на снижение добычи