В отчете также отмечаются технологические достижения, которые позволили существенно снизить стоимость ветровой и солнечной энергии, электромобилей и аккумуляторных батарей в последние несколько лет.
Однако авторы не учли, что «сценарий базисной нагрузки» может быть реализован только при наличии достаточных запасов сырья. Будучи лидером энергетического перехода, Европа особенно уязвима к любой нехватке подобного сырья. Из-за их дефицита переход может закончиться до того, как толком начнется.
Судя по всему, пока все довольно хорошо. Несмотря на подорожание электромобилей, продажи по-прежнему растут, по крайней мере отчасти из-за государственных стимулов и из-за резкого повышения цен на топливо. Но здесь могут возникнуть проблемы.
Китайская компания CATL, один из крупнейших производителей аккумуляторных батарей, недавно сообщила о снижении прибыли в первом квартале из-за увеличения производственных затрат. Получается, что компания до сих пор компенсировала рост затрат на фоне сокращения поставок сырья, но как долго она сможет это делать, —открытый вопрос.
В то же время директор EV-стартапа Rivian, поддерживаемого Amazon, предупредил о нехватке аккумуляторов для электромобилей.
«Проще говоря, все мировое производство элементов гораздо меньше 10% от того, что нам потребуется через 10 лет, — отметил Роберт Джозеф Скариндж. — Это значит, что 90% — 95% цепочки поставок просто не существует».
Европа загнала себя в угол
Казалось бы, хорошо развиты, по крайней мере, цепочки поставок в сфере генерации ветровой и солнечной энергии. Возможно, так и есть; однако поставки необходимых металлов сопряжены с трудностями, особенно в Европе.
Как и в случае с ископаемым топливом, в Европе отсутствуют достаточные мощности в добывающей промышленности, поэтому она сильно зависит от импорта. Еще больше осложняет ситуацию то, что основным поставщиком алюминия, никеля и цинка в регион является Россия. Почти весь литий и редкоземельные элементы, используемые в Европе, также поступают из-за рубежа.
«Глобальный энергетический переход реализуется быстрее, чем проекты по добыче полезных ископаемых, при этом спрос на медь, кобальт, литий, никель и редкоземельные металлы может вырасти до 2035 года, что будет иметь разрушительные последствия», — заявили исследователи из Левенского католического университета (Бельгия), предупредившие, что Европа столкнулаcь с нехваткой всех основных компонентов энергетического перехода.
Желательно развивать местное производство, однако это весьма маловероятно, по крайней мере, в тех масштабах, которые были бы оправданы. Судя по результатам анализа, проведенного Энди Хоумом из Reuters, нормативная база, существующая в ЕС, предполагает, что от начала планирования до начала добычи на любом новом руднике пройдет 15 лет.
Иными словами, Европа лишила местные горнодобывающие компании возможности производить металлы, необходимые для отказа континента от ископаемого топлива. В то же время, учитывая позицию блока по отношению к России и Китаю, он рискует лишиться текущих поставок металлов и других важнейших материалов. И на этот раз США не смогут помочь, поскольку они прилагают максимум усилий, что снизить собственную зависимость от иностранных источников важнейших металлов и минералов.
Возможное решение? Исследователи из Левенского католического университета считают, что это может быть переработка. С 2040 по 2050 год ЕС может получать от 50% до 75% необходимых полезных ископаемых за счет переработки. Для этого ЕС нужно сейчас предпринять шаги по развитию цепочки поставок в области переработки. При этом блоку необходимо устранить разрыв между спросом на эти полезные ископаемые и их предложением до 2040 года.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The OilPrice
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Логистические цепочки снова рвутся, усиливая кризис в мировой экономике
Европа задохнется в рецессии, если Россия перекроет ей газ
Запасы металлов сокращаются из-за высоких цен на энергоносители