«Я не ожидаю, что изменения подобного масштаба станут обычным явлением», — заявил председатель ФРС Джером Пауэлл, выступая сразу после того, как центральный банк повысил базовую ставку на 75 базисных пунктов (0.75%) до 1.5%-1.75%.
Это уже третье повышение и самый большой рост краткосрочных ставок с 1994 года. Данный шаг был прогнозируемым и одновременно неожиданным. Несколько недель назад Пауэлл воодушевил финансовые рынки перспективой повышения ставки на полпункта на следующем заседании по монетарной политике. Однако в преддверии заседания инвесторы быстро учли в ценах более значительный рост — и это еще не предел.
Комментарий Пауэлла по поводу столь сильного повышения частично компенсировал резкий рост доходности облигаций в предыдущие дни и замедлил рост цен на акции. Но как бы он ни старался подсластить пилюлю, ставки растут намного сильнее, и в итоге вероятность жесткой посадки для экономики, безусловно, повысилась. Сейчас многие, кроме ФРС (пока), ожидают наступления рецессия. И быстрая смена настроений рынка показывает, что ФРС и другие ЦБ богатого мира утратили контроль над происходящим.
Решение ФРС по процентной ставке было принято после нескольких необычных дней на финансовых рынках, в течение которых доходность облигаций росла беспрецедентными темпами, акции падали, а более рискованные активы, в частности биткоин, а также итальянские государственные облигации, были разгромлены. История начинается не с Вашингтоне или Нью-Йорке, а с Сиднея, когда 7 июня Резервный банк Австралии (РБА) повысил базовую ставку на 50 базисных пунктов, сославшись на усиливающиеся опасения по поводу инфляции. Затем на очереди оказался Амстердам, где Европейский центральный банк (ЕЦБ) провел заседание по монетарной политике, решив сменить привычную обстановку, так как обычно он заседает во Франкфурте. Глава центрального банка Кристин Лагард подтвердила, что в июле возможно повышение процентной ставки на 25 базисных пунктов. Но она пошла еще дальше. По ее словам, ЕЦБ ожидает повышения процентных ставок минимум на 50 базисных пунктов в сентябре, а также «устойчивого» повышения в дальнейшем. Ужесточение позиции связано с резким пересмотром ЦБ прогнозов по инфляции в сторону повышения.
Это спровоцировало резкий сдвиг на рынках облигаций, а события в других странах придадут этому дополнительный импульс. Доходность десятилетних государственных облигаций Германии, известных как bund, быстро выросла в последующие дни и превысила 1.75%. Доходность по более рискованным видам государственных облигаций еврозоны, в частности итальянских BTP, подскочила еще больше. Спред между BTP и немецкими облигациями резко увеличился, в результате чего доходность десятилетних итальянских облигаций превысила 4%. Действительно, спреды выросли так быстро, что 15 июня ЕЦБ провел экстренное заседание, чтобы рассмотреть этот вопрос.
Рынки в панике
Однако именно новости из Америки по-настоящему всколыхнули рынки. Данные, опубликованные 10 июня, показали, что в мае инфляция достигла 8.6%, а это самый высокий показатель с 1981 года. Базовое ценовое давление оказалось неожиданно сильным. Что еще хуже, согласно опросу Мичиганского университета, потребительские ожидания относительно среднесрочной инфляции заметно повысились. Похоже, с инфляцией стало сложнее бороться.
Доходность казначейских облигаций резко выросла, поскольку рынок облигаций начал учитывать все более быстрое повышение процентных ставок ФРС. Самые сильные изменения произошли в краткосрочном сегменте кривой доходности, которая наиболее чувствительна к изменениям в монетарной политике. Доходность двухлетних казначейских облигаций выросла на 57 базисных пунктов всего за два торговых дня. Однако долгосрочные ставки тоже изменились.
У акций практически не было шансов. Индекс ведущих акций S&P 500 упал 10 июня на 3% и на 4% в следующий понедельник. Эти совокупные потери столкнули акции на территорию медвежьего рынка, который определяется как падение более чем на 20% по сравнению с недавним пиком. Высокотехнологичный индекс NASDAQ в моменте обвалился более чем на 30%. Рост доходности казначейских облигаций, возможно, и привел к обвалу акций, но поддержал доллар. Индекс Dxy, определяющий стоимость доллара по отношению к полудюжине других валют богатого мира, прибавил в этом году 10%. Это укрепление особенно заметно по отношению к иене, которая достигла нового 24-летнего минимума. В то время как ФРС ужесточает политику, чтобы снизить инфляцию, центральный банк Японии активно скупает облигации, чтобы повысить ее.
Недавняя волатильность, особенно на рынке облигаций, кажется довольно экстремальной. Чем можно объяснить это неистовство? Несмотря на неутешительные данные по инфляции до прошлой недели, инвесторы тешились мыслью, что худшее позади. Опрос управляющих фондами Bank of America показывает, что в последние недели инвесторы увеличили вложения в облигации, возможно, исходя из того, что цены на облигации перестали падать. (Стоимость облигаций движется обратно пропорционально доходности облигаций.) В таком случае плохие показатели по инфляции застигли их врасплох.
Рынок, который сильно смещается в одном направлении, часто возвращается назад, когда ветер меняется. А низкая ликвидность усиливает этот эффект. Изменения в регулировании повысили стоимость хранения больших запасов облигаций для банков, находимых для торговли с клиентами. ФРС, которая ранее была надежным покупателем казначейских облигаций, сворачивает программу покупок. Когда инвесторы хотят продать бумаги, на другой стороне сделки оказывается слишком мало желающих. Экстремальные движения рынка перед заседанием ФРС усилили панику.
Вряд ли можно сказать, что инвесторы придерживаются бычьего настроя. Опрос Bank of America показал, что оптимизм управляющих фондами относительно экономических перспектив находится на рекордно низком уровне. Можно ли избежать жесткой посадки? Даже Пауэлл звучат не слишком уверенно. Стоит приготовьтесь к новым неприятностям.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Доллар подорожал после публикации решения ФРС по ставкам
План ФРС по предотвращению рецессии на грани провала
Обвал рынка вызывает воспоминания о мировом финансовом кризисе
Шторм на рынке облигаций немного утих, но медведи все еще рыщут